ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ ОАО «УЛЬЯНОВСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛЫХ И УНИКАЛЬНЫХ СТАНКОВ» К КОНЦУ 80-Х ГОДОВ ПОЗВОЛЯЛИ ПРОИЗВОДИТЬ В ГОД 26,5 ТЫСЯЧИ ТОНН РАЗЛИЧНОГО ЛИТЬЯ, 10 ТЫСЯЧ ТОНН ПОКОВОК, ДВЕ ТЫСЯЧИ ТОНН СВАРНЫХ КОНСТРУКЦИЙ. МЕХАНО-СБОРОЧНОЕ ПРОИЗВОДСТВО ОБЕСПЕЧИВАЛО ВЫПУСК ДО 400 ТЯЖЕЛЫХ СТАНКОВ В ГОД. ТАК ПОСТЕПЕННО ОПРЕДЕЛИЛАСЬ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ ЗАВОДА НА МНОГИЕ ГОДЫ ВПЕРЕД. НО ТУТ ГРЯНУЛА ПЕРЕСТРОЙКА…

Тяжкий груз проблем

К 2003 году предприятие подошло с выпуском товарной продукции всего на 70,5 миллиона рублей, или на четыре процента от своих производственных мощностей. Долги бюджетам всех уровней выросли до 200 миллионов рублей. Средняя зарплата колебалась от 1800 до трех тысяч рублей и последние 18 месяцев не выплачивалась вообще. Долги предприятия были обращены к взысканию в бесспорном порядке по решению суда за счет имущества завода. На территории УЗТС тем временем хозяйничали шесть смежных организаций, которые фактически пользовались помещениями и ресурсами бывшего промышленного гиганта.

Неизвестно, как долго могло бы это продолжаться, но в 2003 году на завод пришел главный акционер – председатель совета директоров предприятия Андрей Федорович Дунаев. Задачи были поставлены жесткие: не допустить банкротства предприятия, гасить долги перед бюджетами всех уровней, возвращать незаконно изъятое имущество, выплачивать зарплату и главное – восстанавливать производство.

Сделано с того времени многое. Освоены, в частности, обработка мотора редукторов автомобилей “БелАЗ”, сборка силовых редукторов поворота и ходовой части экскаваторов среднего объема мощности. С целью “не потерять лицо”, высокую мировую марку и попросту выжить завод продолжал изготавливать традиционные для себя фрезерные станки различных модификаций, специальные агрегаты с числовым программным управлением для автомобильной и авиапромышленности.

Простаивающие мощности завода требовали новой загрузки. Пришла идея изотавливать угольные комбайны, наладить производство рельсофрезерных, колесорасточных и других специальных станков для РАО “Российские железные дороги”. Началась подготовка производства портально-фрезерного станка для обработки деталей стрелочных переводов.

В последние годы оснащено копировально-фрезерными станками ОАО “Ульяновский автомобильный завод”, выпускающее новые модели вездеходов. Модернизации на самом современном уровне стали подвергаться морально устаревшие, в том числе импортные, станки предприятий России и стран ближнего зарубежья. Завод непрерывно расширяет ассортимент выпускаемой продукции, кстати, не всегда ему свойственной: тюбингов, редукторов для ПО “Уралмаш”, крупных деталей различного назначения…

Как говорит Андрей Дунаев, заказы найти можно, но нет уверенности, что они будут выполнены. Остро не хватает технологов, конструкторов, инженеров, более всего – опытных станочников, которые могли бы работать на имеющемся оборудовании.