Новый закон о выборах депутатов ЗС наткнулся на подводные камни и пока завис. Дело, говорят, в ожесточенной интриге, разыгравшейся вокруг этого документа, точнее – вокруг того, кто получит шанс попасть в ЗС в 2007 году.

Выборы депутатов Собрания 2003 года проходили по так называемой смешанной системе. Половина состава избиралась по партийным спискам, половина – по одномандатным округам, когда состязаются не партпрограммы, а конкретные люди, набравшие необходимое количество подписей в свою поддержку и зарегистрировавшиеся кандидатами.

Проведя часть членов партии по списку и часть – по одномандатным округам, ульяновские единороссы заняли в ЗС большинство мест.

Тем временем на федеральном уровне стартовал процесс перевода выборов на чисто партийную систему. В Госдуму они в следующем году так и пройдут – только по партспискам. Подражать федерации начали было и в регионах, но не везде, поскольку ситуация оказалась неоднозначной, а перспективы зачастую – туманными. Замеры рейтинга партий в Ульяновской области, в частности, выявили падение такового у «Единой России» (ЕР). Как прозвучало на ее недавней конференции, по городу он составляет всего 22 процента. К следующему году рейтинг ЕР, скорее всего, снизится еще больше, так как на партию перестанет работать авторитет президента страны Владимира Путина, уведомившего о своем предстоящем уходе с этого поста.

Новый закон о выборах в ЗС застрял на полпути. Написали его из расчета, что весь состав Собрания будет избираться по партспискам. И довольно скоро сообразили, что ЕР в этом случае проигрывает. Сообразив же, задумались, что делать. По логике, единороссам выгоднее сохранить закон в редакции 2003 года.

Тогда, с учетом одномандатников, они вновь смогут побороться за большинство в Собрании. Но оставить старую систему выборов им, по информации наших источников, не дают влиятельные силы в обладминистрации.

Что это за силы и действуют ли они за спиной губернатора, выяснить пока не удалось. По одной из версий, суть интриги в следующем. При формировании предвыборных списков эти силы окажут на ульяновские парторганизации (не только на ЕР) давление и заставят их включить в число кандидатов нужных людей. Либо купят места в списках за большие деньги и таким образом возьмут ЗС под контроль.

Избиратели же будут думать, что голосуют за партии.

По традиции последних месяцев, в разработке «злого» сценария подозревают самарскую группу «СОК».

Она-де через зам.губернатора Александра Большакова и других дружественных людей на площади Ленина продавливает выгодный себе вариант, чтобы взять в свои руки областную законодательную власть. Судьба «Единой России» при этом отодвигается на задворки.

Но вполне вероятно, что на «СОК» грешат зря. Видят, что закон о выборах по смешанной системе натолкнулся на чье-то категорическое «нет», и, перебирая сильных мира сего, попросту не знают, на кого подумать, кроме «СОКа». Кремлю, который теперь представляет и губернатор области Сергей Морозов, топить ЕР резона вроде бы нет. Финансово-промышленные группы типа «Северстали» и империи Олега Дерипаски, владеющие у нас в области соответственно автомобильным и моторным заводами, распределением власти не интересуются.

Местные бизнес-круги слабы. Но, кто бы ни проталкивал вариант выборов в ЗС по партспискам, бьет он только по «Единой России» и частично по фракции «Народ за Фролыча». Другим представленным в Собрании партиям (КПРФ и ЛДПР) этот вариант выгоден.

А из того, согласятся ли на него единороссы, станет понятно, верят ли они в свое «медвежье» будущее или же готовы поставить на нем крест и искать запасные аэродромы. Рассмотрение закона запланировано на раннюю осень, но не исключено, что это дело попытаются ускорить.

Юрий КАШИНСКИЙ.