Кто-то скажет: стыдно, мол, взрослым мужикам в игрушки-то играть. Несолидно как-то. При этом времяпрепровождение за бутылкой и картами признается вполне законным. А между тем историческая реконструкция – это не игрушки. Это, между прочим, важнейшая научная дисциплина, помогающая понять многие стороны жизни древнего человека.

«Верфь» на Свияге

Со стапелей елшанской верфи скоро сойдет чудо-корабль. Ну, пусть не корабль. Пусть не с верфи. Но все-таки чудо, во всяком случае – для непосвященного. Основная рабсила: елшанский «абориген», рабочий большеключищенской птицефабрики Иван Яковлев. Руководитель и рабсила № 2 – кандидат исторических наук, доцент и преподаватель УлГУ Александр Вискалин, под № 3 – ваш покорный слуга, корреспондент «ДЗ», который к сему тоже руку приложил, но больше – по костровой части. Вскоре к команде присоединился Саня, еще один житель Елшанки, и дело пошло быстрее. Задача: соорудить из цельного древесного ствола «древнюю» лодку-долбленку, обкатать на практике древнейшие технологии. Такие суда, всяческие каноэ и пироги, были распространены на земном шаре на протяжении тысячелетий вплоть до нового времени.

Как это делается

Материалом послужил ствол упавшего из-за береговых оползней (но еще совсем свежего) двадцатиметрового тополя. Инструмент – вполне современный. От исторической правды пришлось отступить в виду отсутствия времени. Вообще-то в арсенале Александра Вискалина есть каменный и бронзовый топоры, реконструированные точь-в-точь по древним образцам, и хорошо было бы их испытать в деле, только работать «первобытными» орудиями пришлось бы тогда не меньше месяца, а возможности ограничены выходными. Сначала на четырехметровом бревне, очищенном от коры, вырубаются нос и корма. Потом выдалбливается сердцевина. А далее – еще одна очень важная операция – распаривание. Заготовка приподнимается над землей, под ней разводится костер. Лодку при этом надо все время смачивать водой. В результате ее борта разворачиваются. Судно приобретает веретенообразную форму, становится достаточно широким и устойчивым.

Почему Елшанка?

Действительно, почему для эксперимента были выбраны эти места? Прежде всего, потому что здесь живет Иван Яковлев, человек, увлеченный поисками древностей. Это он присмотрел подходящее дерево для лодки в зарослях на берегу Свияги. Именно благодаря ему в окрестностях села были открыты многие археологические памятники, исследованиями которых на протяжении многих лет занимается археолог Александр Вискалин. Пришлось однажды и мне поучаствовать в раскопках здешнего неолитического поселения, возраст которого – семь тысяч лет. Это было три года назад, в июле 2003-го.

Неолит

Неолит – конец каменного века и преддверие цивилизации. Ученый не исключает, что обитатели свияжских поселений уже знали земледелие. Об этом говорит обилие керамики, что связано с наличием воспроизводящего хозяйства. Культура эта в археологии называется «Елшанская» (Правда, не от нашей Елшанки, а по одноименной деревне в Самарской области, где впервые были сделаны аналогичные находки).

Жертвоприношение

В том году наткнулись на необычное захоронение. Скелет был лишен черепа: «неолитяне» предали земле обезглавленное тело. Не удалось сходу определить – мужчина это или женщина, поскольку тазовая кость сохранилась лишь фрагментарно. Это первое неолитическое захоронение, выявленное на территории области. То, что оно находилось в пределах поселения, говорит, скорее, о сознательном ритуальном убийстве соплеменника, о жертвоприношении. Свой человек должен был лоббировать интересы общины в потустороннем мире и охранять поселение от враждебных духов. В этом году ожидаются результаты экспертизы этого скелета: радиоуглеродный анализ должен показать наиболее точную датировку памятника.

Клад

Кремневые орудия: массивный каменный топор, кремневые наконечники для стрел, ножи, скребки, многочисленные кремневые пластины – заготовки для орудий, просто кремневые сколы… Кремень – главное богатство того времени, основная валюта и разменная монета. Клады каменного века – тоже кремневые. Один такой клад, найденный в раскопе, представлял собой кучку разнокалиберных камушков, плотно прижатых друг к другу. Можно себе представить, как древний человек опускает на хранение в ямку кожаный мешочек, туго набитый главным богатством племени.

Археология как игра

Тогда, в 2003-м, я впервые и столкнулся с реконструкторским творчеством археологов. Свежевылепленные из местной черной глины горшки сохнут на солнышке, дожидаясь обжига. Орнамент на них в точности воспроизведен с реальных образцов елшанской культуры. Надо проверить, из местной глины лепили древние свою посуду, или завозили материал извне. Горшки, сработанные без помощи гончарного круга, выглядят, как настоящие. То есть как те, древние. Сделать «неолитический» лук или «неолитическое» жилище – тоже наука. Сегодня уже общепризнано, что историческая наука нуждается в эксперименте не менее, чем физика или биология. И энтузиасты этого направления множатся с каждым годом.

Алексей Юхтанов