Так считают участники «Круглого стола», организованного «Комсомольской правдой».

Высшее образование играет в современном мире очень важную роль. Без него практически невозможно найти хорошо оплачиваемую, престижную, интересную работу. Важно не ошибиться в выборе специальности, чтобы потом не «кусать локти», пытаясь устроиться на завод, в фирму или компанию.

О востребованности специалистов, выпускаемых вузами, на рынке труда говорили за «Круглым столом», заседание которого было посвящено вопросам образования. Организовала эту встречу газета «Комсомольская правда – Ульяновск» при поддержке президента Ульяновской торгово-промышленной палаты Евгения Степановича Баландина.

Кстати, в разговоре выяснилось, что нам не хватает представителей рабочих профессий. Молодежь считает их не престижными и рвется к освоению более модных специальностей: дизайнера, программиста, управленца, юриста или экономиста. В результате наступает перенасыщенность рынка, и молодые люди не могут найти место, где бы они могли применить свои знания. Вообще в ходе дискуссии было поднято немало проблем, требующих взвешенного, серьезного и конструктивного подхода.

Какие профессии сейчас востребованы на рынке труда в УЛЬЯНОВСКОЙ области, и как вы оцениваете качество образования, которое дается специалистами наших вузов?

Людмила Куклина:

– Если попытаться проанализировать ситуацию с учреждениями высшего профессионального образования в целом, то, прежде всего, нужно сказать, что сейчас очень серьезно изменился «образовательный рынок». Если раньше мы вели разговор в основном о специальностях в базовых ведущих вузах, то сейчас учитываем и филиалы и представительства иногородних учебных заведений. Сейчас в нашем регионе существует 54 учреждения, где можно получить диплом о высшем образовании, хотя государственных вузов по-прежнему 5.

Необходимо понимать, что, говоря о востребованности тех или иных профессий, нужно четко разграничивать два рынка: рынок труда и образования.

Увы, из-за столь большого количества учреждений, дающих высшее образование, существует серьезное различие между объемом программ, изучаемых по одним и тем же специальностям в каждом из них, и эту ситуацию мы серьезно отслеживаем вот уже в течение полугода. Не секрет, что ряд специальностей имеет приоритет на рынке образовательных услуг. По нашим оценкам, это все еще юриспруденция, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, менеджмент организации. Стоит отметить, что государственные вузы (Ул-ГУ, УлГТУ, УлГПУ, УГСХА и другие) четко выполняют свою миссию в соответствии с профилем и поставленными перед ними задачами. Но в то же время филиалы и представительства готовят юношей и девушек в своем большинстве по тем же специальностям, что и госвузы. Из-за этого происходит перенасыщенность рынка труда, и некоторые выпускники оказываются невостребованными.

Также хочу немного сказать о качестве знаний, которые даются в вузах. Не везде оно одинаковое. В ноябре – декабре прошлого года в нашем регионе проводилась очень серьезная проверка Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки Министерства образования Российской Федерации. Не скрою, эта процедура в целом оказалась для нас очень тяжелой. Однако классические вузы показали себя весьма достойно. Конечно, замечания к ним были, но большая часть претензий все-таки выдвигалась филиалам. В результате из 39 представительств 18 было рекомендовано к ликвидации. Остальные подтвердили законность и качественность своей работы.

Наталья Бубликова:

– Рынок труда динамичен. По каждой специальности есть выпускники, которые не трудоустроены, но причин здесь несколько. А востребованы все специальности. Экономика региона на подъеме, и юристы, и экономисты, которые считаются «лишними», на самом деле нужны.

Людмила Вальцева:

– Вот в наш Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников многие фирмы и организации обращаются напрямую с предложениями о трудоустройстве выпускников. И на сегодняшний день число заявок превышает количество выпускников технических специальностей. Например, Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт (КНИРТИ) в 2005 году обратился с предложениями о трудоустройстве выпускников радиотехнического факультета. Ребята уехали и прекрасно устроились. В этом году их направили агитировать выпускников 2006 года. КНИРТИ готов взять на работу многих выпускников этого факультета.

Следует отметить, что вакансии на предприятиях с очень низкой заработной платой остаются без внимания выпускников, я думаю, что должны быть приняты меры по повышению престижности специалистов промышленности на основе существенного повышения оплаты труда.

В сложившейся ситуации промышленные предприятия должны менять свою политику работы с молодежью. Предприятиям необходимо обратить внимание не только на предоставление достойной зарплаты, но и на планирование роста служебной карьеры, профессиональную подготовку и создание благоприятного климата в коллективе. Примером успешной работы с молодыми специалистами является ФНПЦ ОАО «НПО «Марс».

Для решения проблем занятости молодежи необходима продуманная государственная политика поддержки молодых специалистов, регламентирующая получение работы по окончании учебы в вузе, защита их прав, социальные гарантии. С другой стороны, и предприятия, принимающие выпускников без опыта практической работы, должны

иметь экономические стимулы. Поэтому необходима областная долгосрочная программа содействия занятости молодежи Ульяновска и области. Любовь Борисова: – На мой взгляд, отчасти проблема невостребованности тех или иных специалистов связана с тем, что в последнее время очень мало внимания уделяется работе по профессиональной ориентации. В основном ситуацией обеспокоены представители предприятий, так как им нужны новые квалифицированные кадры. Благодаря специалистам, работающим на рынке труда, на проблему профориентации начали обращать внимание. На государственном уровне была разработана концепция модернизации российского образования. За основу в ней приняты данные рынка труда и потребность предприятий.

Однако большинство вузов все-таки продолжают, как говорится, работать на себя. Рынок труда требует тех выпускников, которые ему на данный момент нужны! А учреждения профессионального образования немного отстали от времени.

Так что же делать? Как рассказать молодежи, какие специалисты востребованы сегодня, чтобы выпускники сделали правильный выбор?

Светлана Ивашкина:

– Способы есть. У нас, например, существует компьютерная база данных по вакансиям. Мы также устраиваем экскурсии на предприятия. Кроме того, организовываем так называемые дни той или иной профессии: приглашаем работников предприятий, а также вузов, в которых можно овладеть данной специальностью. Сотрудничаем с управлением по труду, службой занятости. Изучаем состояние рынка труда, востребованность тех или иных специальностей. Затем аккумулируем полученную информацию и сообщаем ее выпускникам и студентам.

К сожалению, мы пока не можем охватить всех. Но работаем в этом направлении. У нас немало различных программ, которые мы реализуем в нашем регионе. Молодые люди могут получить у нас консультацию, как не ошибиться при выборе специальности – а это тоже очень важно. Чтобы помочь им самоопределиться, выпускаем журналы и организовываем выставки.

Мы рассказываем выпускникам и их родителям, что, выбирая профессию, необходимо учитывать три составляющие: «хочу» (интересы выпускника), «могу» (способности человека) и «надо» (рынок труда). Сергей Зинченко:

– Что касается нашего учебного заведения, то, по сравнению с другими, его можно назвать молодым. В первую очередь мы работаем на авиационную отрасль. Не буду лукавить, раньше у нас были проблемы с. трудоустройством наших выпускников. Однако в последние два – три года ситуация изменилась коренным образом. У нас не только нет проблем, но и зачастую ощущается нехватка специалистов, которых мы готовим. Это нас, конечно, радует.

Но всех желающих мы взять в наш вуз не можем, так как человек должен быть готов работать в авиации не только физически, но и психологически. Прием специалистов мы осуществляем по всей России. И выпускники в основном возвращаются к себе на родину. Возможно, это также влияет на то, что у нас не возникает серьезных проблем с трудоустройством.

Тофик Биктимиров:

– Хочу отметить, что все государственные вузы выполняют государственный заказ. Основной целью классического университета является разработка актуальных направлений, расширение сферы образовательных услуг. Это задача, возложенная на учебные заведения не только Федеральным агентством, но и всей системой образования. Именно поэтому на базе классических университетов открываются специальности не совсем классического содержания: физика, лингвистика, политология, пожарное дело, МЧС, нефтегазовое дело. Только у нас за последние 10 лет появилось более 60 новых направлений. Данные профессии нужны региону. Прежде чем внедрять ту или иную специальность, мы советуемся с представителями крупных предприятий, различных ветвей власти. Только после того, как мы убедимся, что профессия будет востребована, начинаем обучение.

Не скрою, сейчас в нашем регионе, как, впрочем, и по всей России, складывается сложная демографическая ситуация. С каждым годом сокращается количество поступающих в вузы. Поэтому мы, образно говоря, боремся за каждого студента. В 30 школах города и области мы создали профильные классы, где наши преподаватели читают лекции, ведут семинары. Впервые в практике системы образования Ульяновской области создан и функционирует университетский округ УлГУ в Карсунском районе. Создаем подобную структуру непрерывного образования в южных районах Ульяновской области. Переговоры в этом направлении уже ведутся. Планируется, что там будет организован высший колледж, который объединит начальное, среднее и высшее образование.

Считаю, что в то же время необходимо поднимать и престиж рабочих профессий. Но это должно происходить не отдельно, а в рамках общей системы повышения уровня образования в регионе в целом. Павел Савин:

– Скажу откровенно, что с большинством проблем, о которых вы говорите, мы тоже сталкиваемся. Наше учебное заведение находится в Заволжском районе, одном из самых проблемных в городе. Несмотря на этот факт, наши выпускники все-таки востребованы. Однако радоваться рано. Не секрет, что на большинстве заволжских предприятий значительно сократилось число работающих и новых людей набирают не часто. Это – проблема. Городу необходимы дополнительные рабочие места, чтобы выпускники могли трудоустроиться. И проблема эта серьезная и сложная. Наталья Бубликова: – Наш филиал уделяет основное внимание качеству образования. И в конечном итоге абитуриенты приходят к нам, зная, что каждый вложенный рубль обернется большой прибылью. Высшее образование – это сложная составляющая из профессиональных знаний и общего образовательного ценза. В настоящее время к рабочим специальностям предъявляются высокие требования, и это оправдано.

Востребованы грамотные образованные профессионалы. Можно сказать, что универсалы более необходимы рынку в нашем регионе.

Хотелось бы услышать ваше мнение по поводу сельского целевого набора. Вы – за равные возможности? Или у выпускников сельских школ должны быть льготные условия поступления?

Тофик Биктимиров:

– Сельские ребята имеют у нас такие же возможности, что и городские. Они так же могут поступить на любую из специальностей нашего вуза, что и жители Ульяновска. Это – целенаправленная политика, а не случайность, как может показаться на первый взгляд. Но в то же время нужно понимать, что если житель сельского района хочет учиться, ему предстоит выдержать конкурс.

Просто так никого в вуз не возьмут. Также мы считаем, что этот целевой заказ, который формирует правительство области, недостаточен. На селе все еще не хватает квалифицированных специалистов. Людмила Куклина:

– Это понятно. Но важно, чтобы те, кто пройдет по целевому Набору, вернулись обратно в село. К сожалению, на наш взгляд, именно этому вопросу сегодня не уделяется должного внимания.

Тофик Биктимиров:

– Я согласен с вами, это – очень серьезная проблема. Но закрепление кадров на селе будет происходить только в том случае, если людям создадут достойные условия жизни. И, естественно, если этим вопросом будет кто-нибудь заниматься. К сожалению, сегодня отсутствует государственная система распределения выпускников. Поэтому отчасти вопросы трудоустройства наших ребят мы взяли на себя. Выпускаем специальные справочники, где размещаем информацию о наших студентах. Работодатели их просматривают и делают свой выбор.

– Мне хотелось бы вернуться к основной теме «Круглого стола». Готовясь к разговору, я просмотрел список вакансий, которые сегодня существуют на рынке. Условно я бы их разделил на две категории: рабочие и специалисты (в первом случае – те, кто имеет начальное профессиональное образование, во втором – среднее или высшее). Востребованность первых составляет 70 процентов, а вторых – всего 30. А вот выпускников среди специалистов, наоборот, намного больше, чем представителей рабочих профессий. То есть разумного соотношения между рынком труда и вузами пока не достигнуто. Я не против того, чтобы ульяновцы получали высшее образование, но от дисбаланса нужно как-то избавляться. Кроме того, стоит учитывать и сложную демографическую ситуацию. Не секрет, что в ближайшем будущем количество выпускников будет меньше, чем число мест для поступающих в вузы. Павел Савин:

– Сегодняшних студентов вообще жалко. Даже получив хорошее образование, они не могут найти место для самореализации. Именно поэтому перспективные выпускники и уезжают в другие города: Самару, Москву.

Любовь Борисова:

– Мне кажется, отчасти это связано и с тем, что в нашем регионе не уделяется должного внимания производственной практике. А это очень важно, потому что студент, попробовав свои силы на производстве, может там остаться и после выпуска.

Павел Савин:

– В этом вопросе я с вами не соглашусь. Система проведения и организации практики у нас очень хорошо отлажена и работает. Налажены связи с крупными предприятиями города, и они с удовольствием принимают студентов.

Любовь Борисова:

– Но такая система, наверное, действует только на базе таких специфических учебных заведений, как у вас?

Тофик Биктимиров:

– Ничего подобного. Образовательный стандарт любой специальности включает в себя учебную практику после второго курса, производственную – после третьего, а также преддипломную работу. Есть люди, которые за практику отвечают, разрабатывают четкие графики по факультетам и специальностям. Но здесь важно учитывать и желание самих студентов. Согласитесь, есть среди них и такие, которые приходят на производство провести время, а не освоить профессию.

Людмила Вальцева:

– Я думаю, что студент в процессе обучения обязательно должен приобрести практический опыт работы в профильных организациях и фирмах города и области. Студент, прошедший квалифицированную практику на градообразующих предприятиях, будет хорошим специалистом.

В настоящее время проблемы на предприятиях напрямую сказываются и на вузах. Так, например, еще в прошлом году студенты-первокурсники машиностроительного факультета проходили практику в учебном центре ОАО «УАЗ», где осваивали рабочие специальности. Сегодня этот учебный центр ликвидирован.

В этом году наш Центр содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников провел опрос руководителей предприятий Ульяновской области. Почти все единодушно ответили, что нужно больше внимания уделять практической подготовке студентов, но на учебную практику младшие курсы берут неохотно. Вот и получается замкнутый круг.

Два часа, отведенные на работу «Круглого стола», прошли быстро и насыщенно. Разговор получился деловой и конструктивный. Многие участники договорились о дальнейшем сотрудничестве и дополнительных встречах.

Подготовила Ольга КОВАЛЕНКОВА.