Когда во время Великой Отечественной войны на засвияжских полях началось срочное строительство корпусов и бараков для размещения в них эвакуируемого из Москвы автозавода, мало кто предполагал, что через несколько десятков лет эта махина, в состав которой к началу 90-х годов прошлого века входили многочисленные производственные объекты – больницы, дома культуры, спортсооружения и так далее – в начале нового столетия будет стоять на пороге своего крушения.

Блеф «Северстали».

А все началось с покупки завода «Северсталью». Свое появление в Ульяновске владельцы ОАО «Северсталь-Авто» широко разрекламировали, обещая в кратчайшие сроки привлечь на автозавод «сверхуправленцев», влить в его производство огромные инвестиции, расширить производство, создавая при этом новые высокооплачиваемые рабочие места. Много говорилось и о бюджетных выгодах для всей Ульяновской области. Но уже в декабре 2004 года информационные агентства распространили сенсационное сообщение, что основной владелец «УАЗа» – ОАО «Северсталь-Авто» и корейский автомобильный концерн «Ssang Yong motor» подписали лицензионное соглашение о производстве автомобилей «Рекстон» на территории России. Предполагалось, что новый завод будет размещен в Ульяновске. Тогда-то и начались разговоры о реорганизации производства и сокращении персонала на «УАЗе». Согласно планам, 30 цехов завода должны были «ужаться» до 15 бизнес-единиц. Все рекламные заявления новых хозяев о создании новых рабочих мест и скором росте благосостояния оказались блефом.

Под руководством топ-менеджеров.

Широко разрекламированные «сверхуправленцы», завезенные в Ульяновск изо всех регионов, на проверку оказались всего лишь очередной бригадой шабашников-клерков. Их нынешние ссылки на объективные причины, устарелое производство и т.д. – всего лишь отговорки. Иначе, зачем нужны все эти «сверхуправленцы», как они сами себя именуют? В обычной, не кризисной ситуации, на УАЗе справились бы с ней сами. Что хорошо умеют делать эти архаровцы, так это снимать «сливки с прокисающего молока», сокращать персонал и превращать в «рабов» еще не сокращенных.

Мы не рабы?

Впервые «рабы» появились на «УАЗе» еще в период его становления. Это были пленные немцы, которые пришли в Россию, чтобы сделать ее население рабами, но сами оказались в роли подневольных. Впрочем, и нынешние работники завода работают в условиях, которые сами сравнивают с условиями в концлагере. Чтобы добраться до своего рабочего места, им приходится преодолеть три кордона охраны – на проходной, у входа в корпус и у входа в цех. Стоит кому-нибудь только рот открыть насчет реальной организации труда на заводе или оплаты труда., его сразу же вышибают за проходную. Рабочим приходится вкалывать на двух, а то и трех станках вместо одного. Кому не нравиться – вон за ворота! В 2004 г. тогдашний директор завода г-н Клочай обещал, что работа в выходные дни будет оплачиваться в двойном размере. Но, когда рабочие увидели уже закрытые наряды, оказалось, что за выходные дни им заплатили по обычному тарифу. Они попытались разобраться, но в ответ услышали: «Мало ли что вам обещали? Не нравиться – убирайтесь с завода!». Пытаясь конкурировать с американскими и японскими внедорожниками, хозяева завода выжимают все соки из дармовой полукрепостной ульяновской рабсилы.

Рабская пайка

А рабсиле можно и платить по-рабски. Сегодня за зарплату в 7-8 тысяч нужно пахать и пахать. При этом начальство часто «забывает» выплачивать работникам завода все, что положено. В колдоговоре на 2003 год было записано, что средняя зарплата на предприятии должна составить 5 500 рублей. На самом деле, основная часть работников завода тогда получала гораздо меньше 5 000 рублей. А сколько людей на заводе вообще получали по 2 – 2,5 тысячи? Зато по отчетам выходило, что средняя зарплата на заводе – 5 775 рублей. Можно только догадываться, какую зарплату получал и получает директор завода, его ближайшее окружение и заезжие шабашники-клерки.

Лишние люди

Нищенская, по сравнению с усилиями, затрачиваемыми работниками предприятия, зарплата, еще не предел. Как уже было сказано, главное, в чем преуспели топ-менеджеры «УАЗа», – это сокращение персонала. Первый тревожный звонок, прозвучал в 2002 г., во время пресс-конференции нового директора «УАЗа» г-на Клочая. Тогда он заявил о необходимости оптимизации производства. На прямой вопрос, означает ли это начало массовых сокращений, Клочай заявил, что сокращения будут, но не массовые. Мол, уйдут пенсионеры, завод избавится от пьяниц, прогульщиков, нарушителей трудовой дисциплины. С тех пор, вот уже четвертый год, каждая новая волна сокращений сопровождается утверждениями о том, что речь идет о пьяницах и прогульщиках.

В январе 2006 г. стали известны уточненные планы нового сокращения. К лету будет сокращен почти каждый третий – 2 950 человек. Во многом, это результат того, что топ-менеджеры «УАЗа» «проспали» сроки введения экологического стандарта «Евро-2», под который многие модели УАЗов не подпадают. И тогда прозвучало страшное для многих работников словосочетание – «оптимизация производства».

Крушение «УАЗа»

Само по себе крушение такой махины, как «УАЗ» не пройдет для Ульяновска и области бесследно. Сокращения больно ударят по социальной сфере. Высвобождение в короткое время большого количества квалифицированных специалистов приведет к тому, что предложение на рынке труда превысит спрос на них. Это непременно отразится на доходах работников других предприятий и фирм. О предстоящем росте преступности, даже думать не хочется. Да уже сейчас ситуация приобретает откровенный криминальный окрас. То на конвейере обнаружат готовую к испытанию машину, в раздаточной коробке которой найдут кучу болтов. То неизвестные в масках встретят и изобьют начальника цеха. Даже нынешняя пассивность сокращаемых и кандидатов на сокращение завтра – на руку экстремистам всех мастей, поскольку создает для них дополнительный резерв разочарованных жизнью и обозленных на всех и вся людей. А работать с ними экстремисты умеют.

Что делать?

А то, что сделали народные президенты в Боливии и Венесуэле, что делает ненавистный США «батька» Лукошенко в Белоруссии – отобрать у зажравшихся хапуг и проходимцев фабрики и заводы, нефть и газ и многое другое. Чтобы пожили эти «сливки» общества так, как те, кого они так безжалостно «оптимизируют»!