В следующем номере мы планируем опубликовать порядок компенсации малоимущим ульяновским садоводам части расходов на проезд до участков. Преамбула документа гласит, что предпринимаются такие меры «в целях поддержки и развития садоводства и огородничества в Ульяновской области, учитывая важное социальное значение перевозок населения на садово-дачные массивы…». Немного смахивает, если честно, на роман Джорджа Оруэлла «1984», где понимать надо было все наоборот.

Принцип компенсирования расходов на проезд малоимущим сработан по калькам времен губернаторства Владимира Шаманова. Это когда надо иметь богатырское здоровье, такие же нервы и тьму времени, чтобы собирать разного рода справки, копить проездные билеты, носить все это куда-то в контору, там будут рассматривать и решать. В случае удовлетворения вашей просьбы вы получите энную сумму, в противном случае – «мотивированный отказ».

Уже при Шаманове данная схема сработала не в пользу людей и «развития садоводства и огородничества». У кого-то не хватило сил и здоровья доказывать, что он не верблюд, кому-то претила сама эта унизительная процедура. В товариществах стало расти число брошенных участков.

Сейчас положение еще хуже, причем намного, чем было в шамановские времена. Цены на проезд установлены такие, что, даже добившись компенсации, человек израсходует на дорогу больше, чем при Шаманове без компенсации. В одном из номеров «СК» приводил свои расчеты по этому поводу. У нас получилось, что норма прибыли перевозчиков, заложенная властью в ценах на проезд, исчисляется сотнями процентов. Возможно, мы на сколько-то ошиблись, но не принципиально.

Установив эти цены, власть сработала в интересах коммерческих структур, а вовсе не в поддержку огородничества. Особенно резко стоимость проезда выросла на тех направлениях, где нет альтернативы привлеченным перевозчикам (контролируемым, по некоторым сведениям, в основном самарскими коммерсантами).

Там, куда можно доехать на чем-то другом, например, попутно на обычных пассажирских пригородных автобусах или «Газелях», цены изменились мало.

Как, скажем, до садов к северу от города. Зато на маршрутах, где коммерсанты действуют монопольно, стоимость проезда скакнула чуть ли не вдвое. Это относится, в частности, к садоводческим массивам Заволжья.

Ознакомившись в субботу с порядком компенсации, читатели увидят, что в автобусах ездят в сады как раз те, кто причислен этим документом к числу претендентов на дотацию. Все прочие дачники ездят либо на собственных автомобилях, либо самолетами – в Испанию и Италию. И если делать без лукавства и болтологии, то цены на проезд надо снизить как минимум вдвое.

Для перевозчиков они и после этого останутся прибыльными. Но цель всех манипуляций власти на этом фронте, я думаю, в том, чтобы обеспечить коммерческим структурам сверхприбыль. А цель документа о компенсациях подсластить пилюлю садоводам. Не больше. И, боюсь, те, кто подсовывает подобные бумаги Сергею Морозову на подпись, грубо его подставляют.

Геннадий ЯКИМЧЕВ.