Самыми удачными бизнес-проектами в современной России считаются инвестиционные вложения – нет, не в нефтегазовую отрасль, а, скорее всего, – в политику, в структуры власти. Можно, например, прикупить партию, или целую фракцию в Госдуме. Имея соответствующие средства, можно приобрести пару-тройку мест в Совете Федерации. На региональном уровне можно спонсировать, скажем, избирательную кампанию мэра города и управлять ими (и мэром, и городом), как заблагорассудится. Во всем мире это называется коррупцией, у нас скромнее – лоббированием.

1. Незваный гость

Лет десять назад, на старте очередных губернаторско-мэрских выборов, в одном из ульяновских проектных институтов собралась небольшая группка демократов из так называемого Антибюрократического центра. Надо сказать, что в те незапамятные времена таких скороспелых объединений (соответственно – и их лидеров) было видимо-невидимо, и каждое из них жаждало делегировать во власть своего представителя – если не в губернаторы, так в мэры, на худой конец – в городскую Думу. Так вот, в вышеназванной группке верховодил сам директор института, некто Сергей Шупиков (впоследствии переместившийся почему-то в Израиль – это с такой-то фамилией?). Он первым заметил, как в полуотворенную дверь тихой серой мышью прошмыгнул какой-то невзрачный человек и скромно присоседился к благородному собранию.

– Уж не засланный ли казачок от коммунистов? – зашептались присутствовавшие.

– Кто вы, господин-товарищ, представьтесь? – спросил Шупиков.

– Я директор МП «Универсал» Сергей Курков, доверенное лицо кандидата в мэры Марусина, – ответил человек. – Наш предвыборный лозунг – «Избавим Ульяновск от грязи и мрази!»…

– Погодите! – сказал кто-то сведущий. – Вы, господин хороший, вроде бы были в команде мэра Ермакова? Тот недавно вам землю отписал на Промышленной, под строительство рынка…

Незваный гость тут же ретировался.

– Все ясно! – подытожил Шупиков. – Засланный казачок. Быстро мы его раскусили!

И пригласил всех в подсобку – водку пить.

2. Пикантность ситуации

Таким вот образом всю предвыборную кампанию 1996 года (все последующие тоже) наши демократы прозаседали, а будущие ульяновские олигархи, создатели первых кооперативов, всевозможных МП, ООО, ЧИФов не жалея денег, повели своих людей во власть.

В тот год губернатор Юрий Горячев выстоял, но мэр слетел. На встречах с избирателями и в прессе Сергей Курков с компаньонами вылили на Ермакова столько грязи, что отмывался он в течение всех последующих лет. Грехи были подстать осуждаемым Священным Писанием. Дескать, и человека Ермаков задавил в юности, будучи помощником машиниста тепловоза, и матери-старушке, сквалыга, платил алименты по решению суда, и женским полом увлекался, не пропуская ни одной юбки. Словом, плохой человек! А вот Марусин – прямая ему противоположность…

Собственно, «продвижение» в мэры Ульяновска В.Марусина – не первый успешный бизнес-проект Сергея Куркова. До этого сельский паренек из Майнского района, закончивший строительный факультет политеха и не польстившийся комсомольской карьерой (одно время он возглавлял комитет ВЛКСМ треста «Спецстрой»), пробовал себя на дилерской стезе по продаже УАЗов, но прогорел. Удача улыбнулась при строительстве 500 гаражей на территории бывшего тира училища связи, – какой «откат» ушел военным и чиновникам мэрии – об этом история умалчивает. Как и умалчивает о том, сколько квартир досталось «нужным» людям в МЖК «Центральный», к которому С.Курков в 90-х годах также руку приложил.

Но не в этом заключалась вся пикантность ситуации. Первые удачные опыты Куркова пришлись на тот период, когда городом управлял… Ермаков. Уж как он холил и лелеял бывшего комсомольского активиста! И вот – дождался «благодарности»: Курков, попросту говоря, его «кинул», выжав все, что можно было взять.

3. Процесс пошел!

При мэре Виталии Марусине Сергей Курков отхватил бывшее кафе «Меридиан» (ныне ресторан «Богема») на ул.Гагарина, десятки нежилых муниципальных помещений под магазины и точки общепита в центре Ульяновска, достроил рынок на ул.Промышленной и нацелился на Камышинский и другие засвияжские рынки.

Процесс, как говорится, пошел!

Марусина постигла та же участь, что и Ермакова. Его выкинули из власти, как выжатый лимон. Ставка была сделана на очередного ставленника – Павла Романенко, «бессеребренника и честного офицера», как гласили агитки Куркова и К*. В обмен за «оказываемые услуги» будущему мэру представили список 20 объектов муниципальной собственности, которые должны были перейти к Куркову и контролируемым им бизнес-структурам. Говорят, Романенко согласился не сразу и даже отказывался давать расписку о своих обязательствах. Но не зря говорят: чего нельзя купить за деньги, можно купить за большие деньги…

К тому времени бизнес ЗАО «Универсалстрой», принадлежавший Куркову – рынки, магазины, рестораны, стоянки и прочая недвижимость, оценивался специалистами в 15-20 миллионов долларов. Кроме того, он успешно «работал» с земельными участками. Схема проста: он покупает землю, строит на ней ларьки или гаражи, а затем продает их с наваром. Имея «карманного» мэра, за земельными участками дело не станет. Впрочем, за объектами муниципальной собственности тоже. Вот что писала в тот период одна из местных газет:

«Городскими властями принято беспрецедентное решение о распродаже муниципальной собственности. Такой дикой и разнузданной приватизации Ульяновск еще не знал! К продаже планируется выставить 32 муниципальных предприятия, 19 объектов недвижимости и 7 пакетов акций, которыми владеет город… По замыслу руководства города, в частные руки должны перейти наравне с 58 объектами приватизации и такие монстры городской собственности, как Центральный рынок, гостиницы “Венец”, “Советская”, “Волга”, ломбард, практически все, что представляет коммерческий интерес… Невооруженным глазом видно, что все происходящее сильно напоминает наспех подготовленную аферу. Не исключено, что в результате ее осуществления все участники планируют обеспечить себе безбедное будущее, будущее своих детей и внуков…»

Запланированная афера не совсем удалась – возмущенные ульяновцы отстояли главные гостиницы города. Сложнее было с Центральным рынком. Но был найден хитроумный ход: Курков построил вокруг Центрального рынка свой рынок в виде торгово-офисных центров. «Битва за рынок» продолжалась весь период правления Романенко, некоторые ее эпизоды переходили в криминальную плоскость – горели «Газели» торговцев, сносились киоски, раздавались угрозы. Местное движение предпринимателей «Опора России» во главе с А.Сагой обращались с протестами и в прессу, и в суды, и в прокуратуру. Все было тщетно.

А тем временем практически все рынки Засвияжья стали собственностью группы компаний «Универсалстрой». Сотни мелких торговцев и челноков остались без средств к существованию, арендная плата возросла в разы, повысились и цены на товары первой необходимости.

Между тем, в самом центре города, за КДЦМ, там, где раньше располагался детский теннисный корт, вознесся в небо новый офис «Универсалстроя» с видеонаблюдением и отлаженной системой охраны.

Посторонним сюда вход воспрещен.

4. Пахнет нафталином и… отставкой

Именно в этом офисе и располагался избирательный штаб очередного мэра Ульяновска на выборах 2004 года. «Бессеребренник и честный офицер» Романенко, с лихвой «отработавший» все пункты своего договора с Курковым и обретя новые связи в РАО «ЕЭС», готовился уезжать в столицу. А обнищавшие горожане, ошеломленные развернувшемся на их глазах циничным захватом собственности, собирались голосовать «против всех». Все чаще и чаще в настроениях ульяновцев преобладали ностальгические нотки по «горячевским» временам, когда низкие цены на товары первой необходимости дотировались из областной казны, а тарифы на услуги ЖКХ не опустошали семейные бюджеты.

На этом и сыграл олигарх Курков, вынимая из нафталина бывшего мэра Ермакова, которого он в свое время бросил на произвол судьбы. И тот, простив все обиды, словно побитая собака прибился к ноге хозяина.

Ульяновцы проголосовали за него, и Ермаков, подобно Борису Ельцину, в свое время обещавшего лечь на рельсы и не допустить возврата к прошлому, в первый же месяц после своего избрания публично заявил, что скорее примет яд, нежели допустит рост тарифов на услуги ЖКХ. За минувший год эти тарифы поднимались трижды, а Ермаков живехонек до сих пор. Мало того, в стремлении наверстать упущенное за минувший период восьмилетнего забвения, не упускает ни одно торжество в городе, ни одну презентацию, ни одно мероприятие, чтобы не покрасоваться перед публикой и не произнести речь!

В городе же полновластно хозяйничает его спонсор. В центре Ульяновска уже почти не осталось неприватизированных зданий, кроме охраняемых законом памятников истории и культуры. В ход идут новые схемы, чтобы завладеть и ими. Отсюда – и приостановленный, к счастью, проект местного Арбата по ул.К.Маркса, на несколько зданий по которой Курков положил глаз; и приватизация шести зданий – объектов культурного наследия по ул.Гончарова, часть из которых находится в аренде у структур, подконтрольных «Универсалстрою»; и незаконная передача здания по ул.Бебеля, 17, где располагается цветочный салон-магазин и творческая мастерская «Театр цветов», тому же Куркову – с тем, чтобы он, разрушив исторический объект, построил на этом месте очередной торговый центр.

Кстати, об этом проекте. Он называется – ОАО «Обновленный центр». И совместно реализуется средствами мэрии и структурами «Универсалстроя», правда, муниципалитету акций перепадает несколько меньше контрольного пакета, но это еще что: хитрость – в оценке квадратного метра зданий, определенных в качестве имущественных паев. Скажем, квадратный метр муниципального здания (ул.Бебеля, 17) оценен в 6.334 рубля, а вот метр курковской собственности (здания по ул.Ленина, 31) – аж в 39.281. Как говорится, почувствуйте разницу!

Судьба здания по ул.Бебеля,17, похоже, уже решена. За него пока бьются арендаторы салона цветов и директор заповедника «Родина В.И.Ленина» А.Зубов, – в нем он собирается открыть музей прикладного искусства и флористики. Но вряд ли им удастся выстоять – слишком уж силен напор алчного олигарха и своры прикормленных чиновников мэрии!

Правда, в последнее время серия скандалов, связанных с непоследовательными и зачастую противозаконными решениями мэра Ермакова, стала доходить до Москвы, да и региональные власти вынуждены более внимательно прислушиваться к общественному мнению. Поговаривают даже об отставке мэра (добровольной или принудительной – согласно представления прокуратуры). Если мэр слетит, Курков останется. Только купит ли он следующего мэра – еще вопрос.

Во-первых, «подросли» другие местные олигархи, которым тоже не терпится в городе «порулить». Во-вторых, и ульяновцы, по идее, уже научены горьким опытом, чтобы сказать, наконец: «Довольно! Хозяева в своей судьбе и в городе – мы сами!»

Николай АЛЕКСЕЕВ