“Региональные и местные власти должны обеспечить потребность в детских садах и ясельных группах”. Это только одна из задач, которые поставил президент в своем ежегодном послании Федеральному Собранию, и это же проблема, разрешением которой вот уже год занимается комитет по образованию Ульяновской Гордумы. О том, что уже сделано за последнее время для уменьшения очередей в детсады и что еще планируется, сегодня рассказывает председатель комитета по образованию, молодежи, культуре и спорту Гордумы Ростислав Эдварс (на снимке).
– Ростислав Анатольевич, будут ли внесены серьезные изменения в планы работы комитета по образованию в связи с посланием президента, ведь основную ставку он сделал как раз на детей, их воспитание? – По большому счету, в послании были озвучены очевидные вещи.
Возьмем демографическую проблему, в частности, тот аспект, где говориться о необходимости обеспечить места в детсадах. Допустим, случиться у нас долгожданный демографический взрыв, и что? В Ульяновске на данный момент, при низкой рождаемости, очередь в детские сады около 7 тысяч человек. Мы об этом на комитете по образованию начали говорить еще год назад, тогда же начали искать пути выхода из ситуации. Предложили проработать вопрос с детсадами, здания которых в свое время были перепрофилированы, например, в школы. Сейчас сложилась ситуация, что многие школы полупустуют, а в зданиях детсадов, тем временем, размещаются филиалы школ. Каждый такой случай рассматриваем отдельно. Уже можно привести пример со школой №72.
Школьники, которые учились в ее “филиале-детсаде”, переводятся в основное здание, а на базе бывшего садика планируется сделать полноценное дошкольное учреждение.
Добиваемся выделения денежных средств, на закупку необходимого оборудования нужно около 4 миллионов рублей. Аналогичная ситуация у нас по детсаду №223. Там хорошее здание, пищеблок нормальный, но также необходимо специальное оборудование. Для такого объекта это минимальные затраты.
Поэтому говорить о каких-то кардинальных изменениях в работе, наверное, нельзя, у нас эта работа активно ведется весь последний год.
– Получается, что для кого-то послание президента – это план работы на будущее, а для вас это уже повседневная работа? – Во многих регионах такая работа тоже ведется. Возьмем другой пункт послания, в котором говорится, что нужно расширять финансовую самостоятельность учебных заведений с одновременным повышением их ответственности за качество учебного процесса и за его конечный результат. Уже с начала этого года при контроле комитета по образованию Гордумы все образовательные учреждения перешли на финансовую самостоятельность, но еще в прошлом году мы говорили об очевидных плюсах этого шага и приводили пример школ, где такая система уже работала. Сейчас у директоров школ появилось больше самостоятельности, больше полномочий и больше ответственности. Наш комитет одновременно и помогает осуществлять эти полномочия, и контролирует.
Поэтому о финансовой самостоятельности сейчас мы уже не говорим, сейчас речь идет о том, что школы неактивно используют средства, которые им выделены по целевым программам. Притом, что целевые программы, принятые Гордумой, такие как “Пожарная безопасность в образовательных учреждениях”, “Создание единого информационного пространства”, тоже реализуются в канве национального проекта “Образование”. Последняя программа уже вовсю действует. Сайты были созданы в 100 учебных заведениях Ульяновска. Для сравнения, в прошлом году их было всего десять. Школьники получили доступ к интернету и активно используют его в учебе.
– Вы говорили о контролирующих функциях Гордумы… – Мы контролируем и помогаем одновременно, из-за этого мы всетаки получаем не совсем объективную картину. В связи с этим создание системы объективного независимого контроля, о которой говорил Президент в своем послании, будет нелишним. Для улучшения качества образования нам нужны результаты независимого мониторинга. Нужно исключить всякое вмешательство в работу независимых экспертов, чтобы ни управление образования, ни Гордума, ни правительство не могли давать указания, какими должны быть результаты. Все структуры, как мне кажется, должны быть заинтересованы в получении непредвзятой информации. Мне как работающему педагогу тоже важно знать, в каких школах Ульяновска самое хорошее качество образования. Для этого в сфере образования необходимо создание определенных структур, которые могли бы проводить независимый мониторинг качества образования, в том числе и профессионального.