Недавно, едва ли не впервые в истории нашей области взяточник получил реальный срок и сел на нары. Без всяких условностей. Случилось это в Новоспасском районе.

Есть там такое предприятие ОАО «Ульяновскнефть», которое добывает черное золото из окрестных недр. Его, как и все прочие «хозяйствующие субъекты», время от времени проверяет районная прокуратура. И вот во время одной из таких проверок прокуроры обратили внимание на странное обстоятельство: в течение 2004-го и первой половины 2005 года около 30 сотрудников повысили свое профессиональное мастерство в учебно-техническом консультационном центре Архангельского технического госуниверситета. Об их возросшем профессиональном мастерстве свидетельствовали соответствующие документы, представленные в отдел кадров.

Казалось бы, радоваться надо столь массовой тяге к знаниям, но прокуроры насторожились. Дело в том, что упомянутый центр находится в Ульяновске. Однако никто из новоявленных специалистов рабочее место на время учебы не покидал. Во всяком случае, никаких командировочных им на это дело не выписывали, хотя учились они, если верить документам, по три месяца каждый. Но, может быть, буровики и прочие добытчики повышали свой образовательный уровень в свободное от работы время? Вечерами? Однако от Ульяновска до Новоспасского около 200 км в один конец! Даже с их зарплатами не наездишься!

«Специалистов» допросили, и те, немного поломавшись, рассказали, что повышали профессиональное мастерство без отрыва от производства и в обход лишних формальностей в виде посещения занятий и сдачи экзаменов. Просто отдавали деньги мастеру О. Тучину, а тот через какое-то время приносил им готовое свидетельство о том, что данный гражданин «прошел курсовое теоретическое и производственное обучение, сдал квалификационные экзамены и решением экзаменационной комиссии ему был присвоен пятый разряд по профессии «оператор по добыче нефти и газа».

Тучин тут же написал явку с повинной, где указал, что был всего лишь посредником между коллегами и директором учебно-технического консультационного центра гражданином Зотовым Юрием Сергеевичем, который поставил производство липовых корочек на поток.

Схема была проста: Тучин подыскивал клиента, договаривался с ним о цене, потом связывался с Зиновьевым. Тот приезжал в Новоспасское, забирал у посредника деньги, а также анкетные данные «ученика». Вернувшись в Ульяновск, оформлял соответствующее свидетельство и вез его на подпись председателю экзаменационной комиссии господину С. Плакунову, основная должность которого – государственный инспектор отдела по надзору в нефтегазодобывающей промышленности Управления Средне-Волжского округа Госгортехнадзора России.

Несмотря на внушительный титул и солидную должность, господин Плакунов – человек невероятно наивный и доверчивый. Всякий раз, подписывая липовое свидетельство от имени председателя государственной экзаменационной комиссии, он целиком полагался на порядочность Зиновьева, все время верил тому на слово и ни разу не поинтересовался ни одним из виртуальных слушателей курсов, работу которых обязан был

контролировать. Во всяком случае, признаков корысти в его действиях следствие не обнаружило, и господин Плакунов прошел по делу свидетелем.

Но вернемся к Зиновьеву. С готовым документом он ехал обратно в Новоспасское и в условленном месте (обычно это было здание столовой «Ульяновскнефти») отдавал посреднику Тучину привезенный товар.

За одни корочки Юрий Сергеевич обычно брал 4200 рублей, но иногда цена повышалась до 4500, а временами падала до 4000 и даже до 3800. Это зависело от материального положения «ученика», от того, на какой машине он ездил. Обладатель иномарки платил больше, стареньких «Жигулей» – меньше. Такой вот индивидуальный подход.

За полтора года Зиновьев заработал таким образом в общей сложности более 120 000 руб.

Будучи задержанным, 65-летний директор учебно-технического центра сразу же во всем признался и Новоспасским районным судом был осужден, получив четыре года и три месяца лишения свободы в колонии общего режима.

Областной суд срок немного сократил, но оставил сидеть.

Оно и понятно, не миллионы же украл.