Сергей Шилов был «первой трубой» советского цирка, работал с Юрием Никулиным, Олегом Поповым и другими звездами, а сейчас… мечтает открыть кладбище домашних животных
Биография жителя Ульяновска Сергея Шилова такова, что сказать про нее «бурная» – значит не сказать ничего. С детства начав серьезно заниматься музыкой, он больше пятнадцати лет проработал в различных цирках СССР, объездив с гастролями практически всю страну. Потом завербовался в военный оркестр при группе советских войск в Германии, послужил и в нашем коллективе Ульяновского суворовского училища. Сейчас по состоянию здоровья Шилов уже не может играть. Но творческий пыл отнюдь не растерял, пройдя, как он говорит, путь «от искусства к искусству». На днях состоялась выставка его изделий из камня.
Труба, цирк и Юрий Никулин
Все началось в небольшом сибирском городке Прокопьевске, где тринадцатилетний Серега Шилов бегал поиграть на трубе в духовой оркестр тамошнего детского дома. Уже через год он освоил этот инструмент так хорошо, что его отправили в Новосибирск – воспитанником при оркестре военного училища.
– Еще через год я попал в новосибирскую консерваторию на прослушивание, – вспоминает Сергей Анасович. – Тогда профессор сказал мне – надо учиться, молодой человек! Я послушался, поступил в музыкальное училище, закончил его. Потом меня забрали в армию – правда, совсем недалеко, в оркестр при штабе округа все в том же Новосибирске. Там я отслужил срочную, а потом остался еще и сверх срока. А параллельно устроился на работу в Новосибирский цирк.
Это и стало первой поворотной точкой в судьбе молодого трубача. Именно там в 1979 году он познакомился с Юрием Никулиным. В Новосибирск он приехал со своим партнером Шульгиным в рамках большого гастрольного турне.
– Целый месяц мы жили с Юрием Владимировичем в одной гостинице, на одном этаже, вечерами сталкивались на кухне. Это был человек поразительной доброты. Я поработал со многими людьми, среди них были и звезды, и просто труженики цирка, но такого, как он, я больше не встретил. И еще очень многим из артистов он помог, вовре-мя посоветовал, похлопотал
о ком-то. Чуть ли не каждый третий из цирковых чем-то ему обязан.
В Новосибирском цирке Шилов был на отличном счету, но молодым человеком овладела, как говорится, «охота к перемене мест». Он устроился в гастрольный коллектив и принялся колесить по всей необъятной азиатской части Союза.
Гуттаперчевая любовь
Очень скоро случилось неизбежное – двадцатипятилетний музыкант встретил свою любовь. Как выяснилось за последующие четверть века – единственную и навсегда любимую.
– Галина, согласно цирковой терминологии, была женщина-каучук. Она выступала в пластических этюдах невероятной красоты и сложности. А родом она была из Ульяновска.
Расписалась цирковая парочка совершенно в духе «бременских музыкантов» – на гастролях, в небольшом поселке Бохон, Краснодарского края. Просто пришли в местный ЗАГС, шлепнули в паспорта печати и отправились отмечать событие со своим коллективом.
Через некоторое время Галину сильно продуло, когда они гастролировали в Средней Азии. Простуда перешла в жестокий ревматизм. Во время исполнения одного из номеров она просто не могла подняться, и ее на руках унесли с арены.
– Галю отправили в санаторий Медео. Там тогда лечили многих спортсменов и цирковых артистов. Месяц лечили, кололи, ставили блокаду. И в конце концов она не только встала на ноги, но и смогла вернуться на арену. Правда, показать свой номер во всем прежнем блеске уже не могла…
После Галиной болезни супруги решили немного отдохнуть от кочевой жизни и приехали на родину Галины, в Ульяновск. Город Сергею понравился.
– Однажды мы с Галей гуляли по Венцу и увидели здание филармонии. Я говорю: давай зайдем! Работы на тот момент не было ни у меня, ни у нее. Зашли, представились, показали, что умеем. И с ходу были зачислены в штат: я – трубачом, а Галя – со своим номером.
Однако в Ульяновске супруги проработали недолго – около двух лет. Потом Сергей устроился в Куйбышевский цирк, а вскоре туда приехала к нему и Галина. И города вновь замелькали, как огни мимо мчащегося поезда. В 1983 году Галина чуть ли не на самой арене родила сына, которого назвали Русланом. Счастливый отец в это время был в Сочи – работал там с Олегом Поповым и Игорем Кио. Вскоре жена и сын приехали к нему.
– Так что Руслан у меня – «из детей арены», цирковой паренек. В буквальном смысле слова, на опилках рос.
Погоны для музыканта
В середине восьмидесятых в жизни Сергея Шилова случился еще один крутой поворот. Отдав цирку больше пятнадцати лет, он вдруг… сорвался по письму своего старого приятеля и поехал устраиваться в оркестр при группе советских войск в Германии.
– Даже не знаю, как я на это тогда решился! – смеется Шилов. – Видно, сработал наш старый русский «авось». В то время при филармонии еще Лариса Долина работала, и меня усиленно звали к ней в оркестр. А я говорю – нет, ребята, у меня уже загранпаспорт на руках!
Пять лет он проработал по контракту в духовом оркестре одной из военных частей, базирующихся в городе Бранденбурге. Потом был конкурс в Потсдаме, на котором соло на трубе в исполнении Шилова привело зрителей в совершеннейший восторг. Тогдашний начальник военно-оркестровой службы прямо со сцены вызвал его к себе, а пока Сергей шел к нему через зал строевым шагом, ему устроили настоящую овацию. В 1992 году Шилов вернулся в Ульяновск и пришел в суворовское училище. В тамошний оркестр его взяли тут же. Это был уникальный в своем роде коллектив – единственный из наших военных оркестров, который ездил на международные конкурсы в Швейцарию, Францию, Польшу. И не просто участвовал, а занимал там самые высокие места. Немалую роль в этом сыграл и наш герой. Здесь Сергей Анасович прослужил шесть лет. Потом его перевели в оркестр штаба округа в Самару. Но вскоре Шилов уволился из армии.
Последним местом в музыкальной карьере трубача стал Казанский государственный оркестр кинематографии Татарстана. Туда Сергей Анасович приехал не один, а со своим сыном Русланом, который тоже к этому времени стал неплохим музыкантом. Инструмент у него семейный – труба.
– Когда он был классе в восьмом, я привез ему трубу и сказал – давай дуди, как папа. Он попробовал, и стало ясно, что из него получится музыкант. Так что в казанском оркестре мы работали вместе.
Смена творчества
В прошлом году Сергею стало ясно, что продолжать играть он больше не может. Сказались огромные нагрузки, которые он испытывал за все свое почти сорокалетнее общение с трубой. Он вновь вернулся в Ульяновск. И опять-таки совершенно случайно попал на работу в одно мемориальное предприятие, изготовляющее изделия из камня.
– Начал я с весьма «творческого» занятия – заливал раствором мраморную крошку. Потом попробовал делать из всяких гранитных остатков небольшие скульптурки, макеты памятников. Как ни странно, у меня стало получаться, хотя за всю жизнь я ничем подобным не занимался.
Сейчас в коллекции Сергея Шилова уже более семидесяти работ. На предприятии ему отвели место под своеобразный музей, в который водят заказчиков. Даже выставка его работ недавно была. Так что творческую работу он совсем не бросил – просто сменил вид деятельности. Сергей Анасович мечтает, что когда-нибудь его макеты, но уже в натуральную величину украсят улицы нашего города. А недавно у него возникла еще одна, совсем уже неожиданная идея.
– Я всегда очень любил животных, собаками всю жизнь занимался. Моими первыми работами как раз стали всякие памятные скульптурки, изображающие домашних любимцев. И теперь мы хотим… обустроить в Ульяновске кладбище домашних животных.
Мы уже много инстанций прошли, причем денег из городского или областного бюджета на это, естественно, не требуем. Хочется, чтобы люди, потерявшие своих любимцев, смоги достойно похоронить их, поставить памятный знак, а не зарывать их ночью где-нибудь в парке или под балконом. Нам уже выдели землю, и, возможно, скоро такое кладбище в Ульяновске появится.