Не все знают, что в нынешнем году президент Российской Федерации В.Путин подписал распоряжение о новом профессиональном празднике – Дне государственного финансового контроля. И впервые его отметили 10 марта.

Дата выбрана не случайно. 350 лет назад царь Алексей, вошедший в историю под прозвищем Тишайший, узнав об очередном случае мздоимства чиновников, сначала собственноручно зарубил провинившегося вельможу, а потом подписал Указ. Согласно ему был учрежден Счетный приказ – ведомство, ведущее учет доходов и расходов государства и контролирующее все его финансы.

Одним из потомков Счетного приказа с 1995 года в России стали Контрольно-счетные палаты. Они образованы почти во всех субъектах Российской Федерации. Контрольно-счетная палата Ульяновской области создана в 1997 году и через год будет отмечать свое первое десятилетие. Все эти годы ее бессменным председателем является Раиса Бородкова. В финансовых органах региона она работает почти 50 лет. За эти годы прошла путь от инспектора райфинотдела до председателя Контрольно-счетной палаты.

Недавно Раиса Михайловна побывала в Великом Новгороде, где проходила Всероссийская научно-практическая конференция «350 лет установления государственного финансового контроля в России: история и современные проблемы». Мы встретились с ней вскоре после приезда, чтобы обсудить впечатления и задачи, поставленные на форуме перед региональными контролерами.

– Раиса Михайловна, за три с половиной века идеология финансового контроля разительно изменилась. Начинали с рубки голов взяточникам, а нынче контролер или аудитор становятся советчиками руководителя и цели ставят перед собой иные. Какие из них вы считаете главными?

– Самая главная задача органов государственного контроля – чтобы общественные деньги в регионе эффективно «работали», а бюджет был прозрачным. Наши проверки преследуют одну цель: разобраться в финансовой деятельности предприятия, указать на нарушения, помочь выявить случаи неэффективного использования денежных средств. И после каждой ревизии мы даем предложения, как устранить их, оздоровить экономику. Многолетний опыт позволяет мне сделать вывод: если власти региона хотят развивать экономику, эффективно распоряжаться денежными средствами, заботиться о людях, то они создают профессиональные государственные органы финансового контроля. Хочу сказать, что именно к этой категории можно отнести нашу область.

Мы в числе первых субъектов РФ образовали Контрольно-счетную палату при Законодательном собрании области.

– В результате реформы местного самоуправления у вас прибавилось работы: число бюджетов всех уровней выросло, как и количество распорядителей бюджетных средств. Умеет ли новая муниципальная власть расходовать деньги налогоплательщиков?

– Как и на территории других субъектов Российской Федерации, у нас сложилось три уровня бюджетов: региональный, муниципальный и поселенческий. Деятельность их распорядителей подчиняется федеральным законам: Бюджетному кодексу, Налоговому кодексу и региональному закону «О бюджетном процессе». Изменений в финансовом законодательстве бывает немало, за ними надо следить. Как правило, документы публикуются в печатных официальных средствах массовой информации: «Российской газете» и «Ульяновской правде». Мы со своей стороны готовы всегда дать консультации управленческим и финансовым работникам.

Другой вопрос: умеют ли считать деньги новые распорядители бюджетов? Тут однозначно ответить нельзя. Во власть пришли новые люди, им, безусловно, еще нужно учиться науке хозяйствования. Все, что от нас зависело, мы сделали. Опережая все регионы, провели в прошлом году научно-практическую конференцию по вопросам межбюджетных отношений. На ней мы раздали представителям муниципальных образований много методической литературы, это им очень пригодилось.

Думаю, что конкретную помощь новым финансистам муниципальных образований могут оказать созданные во всех районах области органы муниципального финансового контроля (прежде их было восемь, теперь – 25). Но это еще не все, мы мечтаем о создании в регионе ассоциации органов финансового контроля. Для этого надо собраться вместе, принять устав. Новая организация будет преследовать такие цели, как обмен опытом, оказание методической, консультативной помощи друг другу и т.п.

– В ходе конференции в Великом Новгороде были, вероятно, затронуты типичные проблемы российских регионов. В чем они заключаются?

– Особенно остро поднимался вопрос о несовершенстве правовой базы местного самоуправления. Вновь созданные властные структуры (чаще всего муниципальных образований и поселений) наделяются полномочиями, не подкрепленными финансами. А власть без денег беспомощна. Это общая беда всех российских регионов.

Вторая беда – слабость материально-технической базы советов поселений. Работы у них стало больше, а соответствующих помещений для них нет, зачастую, и компьютеров, хотя сегодня везде принимают финансовые отчеты только на электронных носителях. Вот и приходится финансистам ехать в район с бумагами да бить челом, чтобы поработать на компьютере и подготовить отчет в требуемом виде.

– Специалисты Контрольно-счетной палаты по плану проводят проверки финансовой деятельности районов области. Какие тенденции можно заметить, анализируя их финансовую деятельность?

– Чаще всего мы отмечаем нарушения Бюджетного кодекса. В бюджете субъекта расходы не должны превышать собственные доходы более чем на 10%. К сожалению, редкие районы укладываются в эти стандарты. А порой финансисты просто «подгоняют» цифры под требуемое.

– Быть может, Бюджетный кодекс безнадежно отстал от жизни и поэтому не выполняется?

– Ну, нет, это не совсем так. Скорее всего, причина в том, что в большинстве районов очень слабая налогооблагаемая база. Налоги собирать трудно, источников дохода мало. Давайте рассуждать: где найдет муниципальное образование нужную сумму налогов? Земельный налог? Но у нас еще требуется провести учет всех земель и составить кадастр. Налог на имущество – небольшой. Налог на прибыль целиком отправляем в федеральный бюджет. И лишь часть его возвращается обратно. И так далее!

– Что же делать для оздоровления муниципальных бюджетов?

– На мой взгляд, надо внести изменения в федеральное законодательство, прежде всего в Налоговый кодекс. Об этом на недавнем совещании в Москве говорил губернатор Сергей Морозов. Он предложил центру определить категории и твердые ставки тех налогов, которые регион отправляет в Федеральный бюджет, и тех, что оставляет у себя. Тогда, к примеру, глава муниципального образования сможет точно рассчитать, каким будет его бюджет как по доходам, так и по расходам. Вообще финансовая стабильность бюджета возможна только при точном знании трех параметров: как прошел предыдущий бюджетный год, что имеется в этом году и каков прогноз будущего года. При сегодняшних постоянных изменениях правил игры на местах теряется финансовая стабильность.

– Однако есть и местные недоработки, неиспользованные резервы, как вы считаете?

– Безусловно. Мы недавно завершили проверки финансовой деятельности Новомалыклинского и Старокулаткинского районов. И отметили, что у них большие налоговые недоимки. Причины на поверхности: это и недоработки финансистов, и продолжение кризисных явлений в промышленности и сельском хозяйстве. Назову отдельные замечания в адрес новомалыклинцев. Это нарушения при формировании бюджета, при оплате труда, занижение стоимости при продаже ставших банкротами производственных объектов, неполный учет, муниципальной собственности. Понятно, что район не избалован вниманием инвесторов, это усложняет продажу, тем не менее руководство должно уметь хозяйствовать эффективно, беречь общественную копейку. И самое главное: бюджет должен «работать» во благо людей. Сегодня бюджеты муниципальных образований взяли на себя почти всю ведомственную социальную сферу, а в каком она состоянии, не надо никому объяснять. Соответственно требуется предельно внимательное отношение к каждой статье бюджетных расходов.

– Итогом деятельности Контрольно-счетной палаты является не только перечень нарушений, но и возвращение в бюджет региона не по назначению используемых средств. Каков их размер?

– В 2005 году мы вернули в бюджет области 23 млн. рублей, которые были использованы с нарушениями закона. В этом году за пять месяцев проверено 18 объектов хозяйствования и обнаружено 15 млн. рублей нецелевых и незаконных расходов.