На прошлой неделе нашим гостем был министр региональной политики Ульяновской области Дмитрий Травкин. Читатели «НГ» буквально забросали его своими вопросами

— Дмитрий Викторович, с вами говорит Зоя Владимировна Маслова из Ульяновска.

— Добрый день!

— У меня такой вопрос. На каком основании мы взяли на себя обязательства по внедрению этого закона? «Хромаем на обе ноги» по экономике, нет налогооблагаемой базы. Бежим впереди паровоза?

— Зоя Владимировна, а вам известно, в скольких регионах 131-й закон вступил в полную силу?

— Слышала, что стабильные регионы вроде бы не спешат, чтобы успеть нарастить свой потенциал…

— С 1 января 2006 года по этому закону живут 46 регионов России (это более половины). Причем всего в нашей стране только 12 регионов-доноров, остальные — дотационные, не имеющие стабильной экономики. Теперь — о самом законе. Считаю абсолютно правильным, что он четко установил, какие полномочия по оказанию жизненно важных социальных услуг закреплены за тем или иным уровнем власти. К примеру, 28 полномочий отдано муниципальным районам, 31 — городским и сельским поселениям. Причем нельзя передавать полномочия без соответствующего финансирования, то есть мы уходим от декларативности обещаний. Вы сами из города?

— Да, хотя проблемы села мне знакомы.

— А знаете, что происходит на селе? Мне ситуация известна не понаслышке, поскольку проработал шесть лет в Барышском районе учителем. Обанкротились многие сельхозпредприятия, на балансе которых находились школы, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, библиотеки и клубы, а также объекты жизнеобеспечения (водокачки, теплотрассы, котельные). Все это осталось без хозяина. Проводя сейчас инвентаризацию всего имущества в регионе, мы стали выяснять, на каком уровне власти должны решаться те или иные проблемы. Для этого и должен был заработать 131-й закон! Действительно, регионы по своему усмотрению могут установить себе переходный период сроком до трех лет. Но жить на селе так же, как раньше, невозможно. Значит, надо многое кардинально менять. Для этого сформированы новые органы муниципальной власти и местного самоуправления, приобретают опыт новые кадры менеджеров. Зашла речь о том, чтобы организовать систему их обучения. Ведь территориальные структуры поселений уже имеют компьютерную базу, решили свои транспортные проблемы. И в основном люди знают, куда и по каким конкретным вопросам нужно обращаться. Прекратилось хождение по кругу, когда человек не мог понять, кто именно должен решать его проблемы. Допустим, если возник вопрос по ЖКХ, надо обращаться в администрацию своего поселения. Если нелады с детсадом — в администрацию муниципального района. И каждый из уровней власти обрел конкретную ответственность за решение определенной проблемы.

— Но по силам ли области все это вытянуть без помощи федерального центра?

— Хочу привести несколько цифр и фактов. Только за последний год консолидированный бюджет Ульяновской области удвоился по собственным доходам. А в рейтинге регионов Приволжского федерального округа область поднялась с незавидного 14-го места на 10-е. Именно 131-м законом предусмотрено: формирование в бюджетах субъектов РФ фондов, направленных на финансовую поддержку муниципальных образований, таких, как фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов), фонд финансовой поддержки поселений, фонд муниципального развития и др. Для того, чтобы муниципалитеты могли развивать свою экономику, увеличивать налогооблагаемую базу. Если не вступили бы в новый закон, таких действенных механизмов просто бы не было. На мой взгляд, большой потенциал хорошего закона не реализуется, пока люди не уяснят его сути. И пока управленческие кадры не будут готовы работать в новых условиях и не разберутся, где их зона ответственности. Но, несмотря на все опасения, 131-й закон — это нужный и своевременный для нас шаг.

Очередной звонок — тоже из Ульяновска, но не совсем по теме.

— Правильно ли мне сказали в ЖЭКе, что перерасчет квартплаты при отсутствии жильцов в течение месяца ведется по России, а у нас в Ульяновске этого нет?

— Если имеете документы, подтверждающие ваше отсутствие (например, командировочное удостоверение, справка из больницы или, допустим, железнодорожные билеты), по вашему заявлению перерасчет должны обязательно произвести! Кстати, в «Народной газете» публикуются подробные разъяснения и советы как по этому поводу, так и по другим ситуациям, связанным с ЖКХ.

— Здравствуйте, Дмитрий Викторович! Закон о местном самоуправлении я, к сожалению, не читал.

А можно задать другой вопрос?

— Пожалуйста!

— Как обстоят дела с моим предложением о переводе Ульяновской области с московского времени на поясное, то есть на час вперед? Уже несколько лет пытаюсь объяснить, что это даст большую экономию энергоресурсов и поможет региону быстрее выплатить долги энергетикам.

— Насколько мне известно, сейчас данное предложение рассматривают в рабочей группе, специально созданной в отделе по взаимодействию с политическими партиями, потому что эта тема неоднократно обсуждалась общественностью. Уже есть на руках заключения департамента здравоохранения и центра метрологии. Так что от решения проблемы никто не уходит, и рабочая группа готова с вами сотрудничать.

— А все же вы могли бы мне пояснить, что это за закон — №131?

— Конечно! Если вкратце, то он четко разграничил полномочия между уровнями власти: субъектом Федерации (это область), муниципальными районами, городскими округами и местным самоуправлением. Допустим, определено, кто выдает гражданам справки, кто обеспечивает ЖКХ, а кто занимается школами и другими образовательными учреждениями. И теперь каждый человек знает, кем оказывается населению та или иная социальная услуга. Кстати, в обеспечение реализации федерального закона уже принято более 10 региональных, и работа эта продолжается.

— Интересно, кто в Ульяновске должен асфальтировать дворы и ремонтировать улицы? Порой ни проехать, ни пройти, как после бомбежки…

— Это как раз относится к компетенции местного самоуправления.

— Но как чиновников заставить что-либо сделать для населения?

— Очень просто: избранная власть обязана отчитываться перед жителями. А мэр — публично отчитываться перед горожанами за исполнение своих полномочий. Причем ни метра асфальта не будет уложено, если средства на благоустройство не предусмотрены в бюджете города. Обсуждается этот документ обязательно на публичных слушаниях с участием всех желающих. И проект бюджета должны обнародовать, так как люди должны знать, куда расходуются деньги.

— Это не горожане должны спрашивать с чиновников, а те, кто ими руководит: Губернатор, министры…

— Так не руководят они ими, потому что в соответствии с Конституцией РФ и Уставом Ульяновской области узаконены исключительные полномочия местного самоуправления. Согласитесь, бессмысленно ругать Президента России или Губернатора за то, что не проложен асфальт в вашем переулке. Это уровень ответственности власти, которая находится ближе всего к населению.

— Дмитрий Викторович, обращаются к вам засвияжцы. Помогите навести порядок! Рядом с православным храмом, прямо в рекреационной зоне, намечено строительство развлекательного комплекса, хотя мэр Ульяновска обещал, что этого не допустит.

— Конечно, помогать мы готовы, но этот вопрос находится полностью в компетенции властей города. Только им надлежит решать, что и где можно строить. Правда, недавно Губернатор Сергей Морозов, по сути, приостановил строительство АЗС, которое велось рядом с территорией роддома в новом городе. Как установлено, нарушалось конституционное право граждан на благоприятную среду. Быть может, и вам пойти по такому же пути? К «прямой линии» активно подключились и главы многих городских и сельских поселений, также задавшие министру свои вопросы.

— Многие поселковые предприятия в кризисном состоянии. По 131-му закону они передаются в органы местного самоуправления. Будет ли им оказана помощь из областного бюджета?

– Сейчас параллельно с разграничением полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями идет передача имущества, необходимого для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления определенных законодательством полномочий. Так, из областной собственности в муниципальную в 2005 году передано 99 объектов недвижимости, в 2006 году планируется передать еще 32 (в основном — социокультурного и коммунального назначения). Следует отметить, что, согласно Закону области «Об областном бюджете Ульяновской области на 2006 год», созданы фонды финансовой поддержки муниципальных образований. Общий объем этой помощи — более одного миллиарда рублей.

— В чьем ведении находится распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена?

— С 1 июля 2006 года вступает в силу Федеральный закон от 17 апреля 2006 года № 153-ФЗ, который вносит изменения в некоторые законодательные акты РФ. Предусматривается, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

— Все районные школы планируется передать на финансирование муниципальными образованиями. Если сейчас Ульяновская область от них отказывается, как проблемные районы смогут их содержать? Раньше школы подчинялись роно. Придется ли создавать новые бюрократические структуры?

— В соответствии со 131 законом к вопросам местного значения муниципального района, городского округа отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам (за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ), а также организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района и отдыха детей в каникулярное время. До 1 января 2006 года общеобразовательные школы находились на балансе сельских и поселковых администраций, которые подлежали ликвидации в связи с началом деятельности органов местного самоуправления поселений. Поэтому в 2005 году эти учреждения переводились на баланс муниципальных районов и теперь имеют статус юридических лиц. Их имущество находится в собственности районов, но закреплено за образовательными учреждениями на праве оперативного управления. Никаких дополнительных «бюрократических» структур создавать не придется, как не придется расходовать дополнительные финансовые средства. Окончание читайте в следующем номере.

На «прямой линии» дежурил Вячеслав ОТПУЩЕНКО