Во все времена, с момента своего основания, Симбирску приходилось посылать в российскую армию лучших своих сынов. Наши земляки служили в кавалеристах, драгунах, гусарах. За беззаветную храбрость Россия награждала их особыми знаками.
В походной песне терских казаков есть такие строки: «Тот, кто первым на завалы попадёт, тому слава, и «Георгий», и почёт». «Георгий» – это орден, о котором мечтали и опытные воины, и юные юнкера. Орден Победоносца Георгия для награждения офицеров и генералов был утверждён в 1769 году, а в 1807 появился солдатский Знак отличия Военного ордена (с 1913 – Георгиевский крест).
С первых же дней Первой мировой воины легендарный путь лихого конника-разведчика начал уроженец Сенгилеевского уезда Михаил Илларионов. Первого «Георгия» он получил в бою под Львовом, когда венгерские гусары захватили русский полковой штаб, а потом попытались ускакать с похищенными документами. Преследуемые волжским богатырём, после ожесточённой перестрелки и кровавой рубки они вынуждены были сдаться в плен. В послужном списке Илларионова – десятки рейдов по тылам противника, 36 пленённых им вражеских офицеров. В 1916 году Илларионов стал кавалером всех четырёх степеней солдатского Георгиевского креста. Но были в России и особые награды. Например, Лев Толстой, описывая в «Севастопольских рассказах» чудеса героизма русских солдат, особо выделял сметливого матроса Кошку. Тот, единственный из полка, получил удивительную награду от царя-батюшки – резную литровую кружку с надписью «Российскому Герою-матросу Кошке. Наливать полную во всех питейных заведениях БЕЗ ВЗИМАНИЯ ПЛАТЫ».
Правда, зная характер находчивого русского человека, царские чиновники подстраховались. На нижнем ободке кружки мелким шрифтом было приписано «Без права передачи».
В 1678 году, во время русско-турецкой войны, наш земляк из Алатырского уезда Алексей Пересекин метким выстрелом из пищали свалил на землю предводителя турецкой конницы и первый врубился алебардой в строй растерянных турок. За это великий государь Фёдор Алексеевич пожаловал герою промыслы и поместье в Алатырском уезде:
Земельные наделы также были наградой. Многие сёла Симбирской губернии появились как раз благодаря отличившимся в боях казакам. Как поется в песне: «Наши прадеды лихие с Волги-матушки реки… Сенгилей, Карсун и Инзу основали казаки». Но самой «крутой» казачьей наградой была серьга с алмазом, которая вешалась в левое ухо. Получал ее тот, кто, например, первым врывался во вражескую крепость.
Кстати, именно казачьи серьги являются причиной армейской команды «Равнение налево!». Если в какой-то казачьей семье был только один сын, ему вешали серьгу в правое ухо. И когда на фронте трубили сигнал к атаке, седой есаул командовал: «Равнение налево!». И во всём длинном строю своей сотни замечал серьги единственных в роду. Таковых ставили в последний – десятый ряд.
При атаке залпы орудий выбивали пять первых рядов мчавшейся казачьей конницы, шестой и седьмой ряды успевали доскакать до вражеских пушек, но попадали уже под прицел ружей. И только предпоследние ряды врубались в сабельную сечу. У десятого ряда появлялся лишний шанс выжить… Конечно, были сражения, где превосходящие силы вражеской кавалерии «прорубали» казачью лаву до тех – последних рядов. Немало серёг осталось лежать с юными хозяевами под курганами. Но, благодаря мудрости народной, немало дожило и до спокойной старости, дав жизнь новому поколению казаков.
По контрасту можно привести судьбу женщины-матери, вырастившей восьмерых сыновей перед Великой Отечественной войной. Муж и двое старших погибли в 1941 году, затем двое – в 1942-м, двое – в 1943-м, один – в 1944-м. Все, кто знал о её утратах, просили оставить Матери хоть последнего, самого младшего – 18-летнего. Но… вызов в военкомат и… похоронка в мае 1945-го.