– Гребно-парусный кружок был основан в Симбирске по указу Его Императорского Величества в 1906 году, – рассказывает председатель Поволжского парусного крейсерского союза Владислав Алексеевич Терехиным. – Это говорит о том, что в дореволюционной России к спорту (в том числе и парусному) относились с уважением. Власти делали все возможное, чтобы дать возможность заниматься спортом людям различных званий и сословий. Понятие патриотизм не было пустым звуком. Люди с детства ощущали на себе заботу государства. Потом шли на флот, служили в тяжелейших условиях. Именно воспитанники вот таких гребно-парусных кружков принесли России немало славных побед. Кроме того, парусный спорт дарит незабываемые ощущения. Невозможно описать трепет и восторг, которые охватывают человека, когда ему подчиняется огромное судно. Ветер дует, перемещая с большой скоростью воздушные массы, внизу пенятся волны, а ты – на стыке двух стихий! Вот в таких условиях формируется характер спортсмена-парусника.

– Со времени основания парусного кружка прошло 100 лет. Что же происходит в наши дни?

– Парусный спорт в Ульяновске умирает на наших глазах. Больно смотреть на это. Я всю жизнь посвятил спорту, воспитанию детей. Мне обидно! И особенно обидно, что происходит это в год 100-летия образования парусной секции. Потом удивляемся: где же у наших детей чувство патриотизма? А откуда ему взяться? Патриотами не рождаются, их надо воспитывать. Руководство РОСТО (Российского оборонно-спортивного технического общества – бывший ДОСААФ) в лице его председателя Владимира Хохлова выживает спортсменов-парусников с их базы в речном порту, видимо, предполагая сделать для себя там доходное место. Владимир Хохлов возглавляет РОСТО с октября 2005 года. Именно с тех пор людям назначают заоблачные цены за занятия спортом либо ставят в такие условия, что они сами отказываются заниматься. На прошедшей недавно регате от Ульяновска участвовала всего одна яхта. Хотя в прошлые годы выходило больше десяти. Суда остались на берегу по той причине, что не были должным образом подготовлены к соревнованиям. Дело в том, что руководство РОСТО наняло дополнительную охрану, чтобы охранять базу от нас, спортсменов. Это было сделано с той целью, чтобы вынудить нас заключить договоры по завышенным ценам, которые они назначили необоснованно. Охрана до сих пор выжимает людей. Понятно, что руководители РОСТО стремятся лишь к сиюминутной выгоде. Администрация области практически не поддерживает спорт вообще и парусный в частности.

– Подобные санкции направлены против детей или против взрослых?

– Сначала не пускали всех подряд: и детей, и взрослых. Потом детей все же допустили к занятиям. Подобный подход вызывает у меня самый живой протест. Безусловно, детский спорт важен. Но почему никто не заботится о людях репродуктивного возраста? Многие взрослые люди хотели бы вести нормальную активную жизнь. Но разве человеку с зарплатой 3 – 5 тысяч по карману выкладывать бешеные деньги за занятия спортом?

Спорт нужно популяризировать, привлекать людей.

– Что дают занятия парусным спортом?

– Любой спорт, в том числе парусный, дает очень много. Во-первых, спорт воспитывает характер. Во-вторых, в спорте можно реально применить научные знания на практике, развивать свои способности. Это показатель способности людей к обучению. Такие люди не потеряются в дальнейшей жизни.

На Западе, например, всеми способами стремятся привлечь молодежь к тренировкам, чтобы потом было кому выступать на больших яхтах, где экипажи по 20-40 человек. Бизнесмены привлекают студентов и даже платят им деньги за тренировки. Некоторые получают до полутора тысяч долларов в месяц – только за занятия спортом. Бизнесмены сознательно идут на это, потому что это отвлекает молодежь от улицы, пьянства, наркотиков. Тогда сводится к минимуму процент населения, которое выходит на улицу бунтовать – как во Франции. А у нас людей, которые приходят заниматься, держат за загородкой. Это нарушение законодательства. Я до недавнего момента был начальником водно-спортивной базы, но потом меня вынудили написать заявление об уходе – по согласованию сторон. Не хочу работать в таких условиях: сплошные совещания, вранье, нагнетание напряжения.

– Вы считаете, что спорт умирает?

– Конечно! Уничтожить секцию очень легко. Оторви человека от дела – он уйдет в другую сферу. Через год захотим возродить – а будет не с кем.

– Но ведь не обязательно добиваться результатов. Можно же просто ходить на яхте в прогулочные рейсы.

– Прогулочные рейсы исключительно для отдыха приводят к умиранию. Это неинтересно. Нас сближают именно соревнования. Совершенствуются яхты, появляются новые идеи, люди покупают новые паруса. Это творчество! Парусное братство существует по всему миру. Во всех портах мира суда принимают бесплатно. Можно совершать безвизовые заходы в любой порт мира в критических обстоятельствах. Надо только отметиться в полиции – и стой, сколько нужно. Но и тут Ульяновск, как всегда, впереди планеты всей. За вход в нашу гавань начинают брать по 300-500 рублей с яхты. Происходит необоснованная коммерциализация. Был случай, когда пришла яхта из Самары. Ребятам нужно было только ночь отстояться. С них взяли 300 рублей. Да и сейчас никто в очередь не выстроился, чтобы зайти в нашу гавань. Ближайшая бесплатная гавань – в Сенгилее. Но ведь нужна еще сфера обслуживания, общение с себе подобными. Получается, что властные структуры подрывают авторитет города. Потом ведь и к нам в других городах так же будут относиться.

В советские времена были крейсерские книжки. Можно было идти не в соревновательном, а в крейсерском режиме, отмечаться в портах и заработать на этом звание вплоть до кандидата в мастера спорта. Можно как угодно ругатьту систему, но она стимулировала развитие спорта. Сейчас наоборот! Что это за порядок, когда приезжает руководитель РОСТО к завучу детской спортивной школы и требует с него бизнес-план? Спорт всегда был дотационным. Откуда это стремление заработать на детях?

– Областное правительство поддерживает подобную политику?

– Да! Все хотят денег – и чтобы много и прямо сейчас. Но ведь овцу сначала растят, потом только стригут. Сначала надо дать людям нормальные зарплаты – как в Москве или в Питере или в Самаре. А года через два-три, когда население оправится от этой голодной жизни, можно брать с него деньги. А у нас рассуждают так: если это яхта, значит, они – миллионеры. А ведь те яхты, которые стоят на берегу, сделаны собственными руками. Люди строили их по пять-семь лет. Их нужно содержать каждый год. А высчитывать из семейного бюджета каждый год по 40 – 50 тысяч с тех, кто хочет заниматься спортом, – это нереально, потому что в тощих кошельках горожан этих денег просто нет. Но нашим чиновникам на людей наплевать. С другой стороны, они говорят, нужны деньги, чтобы содержать многоборцев. Но я им не верю. И вообще что это за политика такая: развивать один вид спорта за счет уничтожения другого? Кто дал им право решать, какой вид спорта должен существовать, а какой – нет?

С Владиславом Терехиным беседовала Елена Огнева