Другой дороги у нас нет

В рамках визита председателя Счетной палаты РФ Сергея Степашина состоялось совещание «Реформа местного самоуправления в Российской Федерации и практика реализации Федерального закона №131 в Ульяновской области».

В совещании приняли уча­стие Сергей Степашин, за­меститель Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Владимир Зорин, аудитор Счетной па­латы РФ Сергей Рябухин, Гу­бернатор Сергей Морозов, прокурор области Валерий Малышев, председатель ЗСО Борис Зотов и главный федеральный инспектор по Ульяновской области Георгий Игнатович.

Деловое заседание зада­лось с самого начала жар­ким. В прямом смысле этого слова: Сергей Степашин, ис­просив позволение зала, снял пиджак и определил ему место на спинке кресла. Под аплодисменты примеру председателя Счетной пала­ты последовали все члены президиума. «Год назад пре­мьер министр Японии офи­циально издал распоряже­ние, чтобы в летнее время день сотрудников начинался в рубашке с коротким рука­вом и без галстуков…», — прокомментировал Сергей Степашин. Далее началась работа.

В своем докладе предсе­датель Счетной палаты РФ подвел промежуточные итоги действия 131-ФЗ, остано­вившись на системных про­блемах, характерных для всех регионов. Основной из них Сергей Вадимович счита­ет несоответствие финансо­вых ресурсов местного само­управления их полномочиям. Расходы муниципальных об­разований в целом по РФ в два раза превышают доход­ную часть. Самодостаточных муниципальных образований в стране не более двух процентов от их общего числа.

На поддержку местного самоуправления федераль­ным бюджетом в 2006 году предусмотрено 15 млн. руб­лей, однако в первом кварта­ле финансирование вообще не осуществлялось, пока не вмешалась Счетная палата и не дала поручения Прави­тельству. Правительство же, отметил Сергей Степашин, должно знать, что сейчас 65 субъектов РФ — дотацион­ные, напрямую зависящие от средств федерального бюд­жета. Удельный вес безвоз­мездных перечислений в бюджет, например, Ульяновс­кой области составляет 30 процентов, а в некоторых ре­гионах доля дотаций достигает 50-86 проц. В связи с этим понятно, почему так трудно реализуется закон в муниципальных образовани­ях, которым государство пе­редало большую часть своих полномочий, не подтвердив их финансово. Все муниципальные образования Ульяновской области, подчеркнул Степашин, являются дотаци­онными и дефицитными. Меж тем предстоит еще большее сокращение доход­ной базы местных бюджетов, поскольку «подпитка» муни­ципальных образований идет за счет только двух налогов: земельного и дополнительного на физических лиц. Естественно, они не могут по­крыть всех финансовых обя­зательств. Ситуацию ослож­няет опережающий рост та­рифов на тепловую и электроэнергию в сравнении с ро­стом доходной части бюдже­тов.

Необходимо создать на­дежную собственную базу местных бюджетов, подчерк­нул председатель Счетной палаты, иначе реализация 131-го закона будет буксо­вать. По мнению Сергея Степашина, существенное влия­ние на наполнение бюджетов могут оказать особые экономические зоны, возможность создания которых прораба­тывается и в нашей области. Статус ОЭЗ могут получить Ундоровская зона отдыха и запланированный к строи­тельству центр высоких радиационных технологий в Димитровграде. Сергей Вади­мович отметил также, что в нашем регионе имеется зна­чительный потенциал для увеличения роста инвести­ций. Один из конкретных примеров — совместная ра­бота крупной японской (корпорации и «Северстали» на Ульяновском автомобильном заводе.

Завершая выступление, председатель Счетной пала­ты остановился на проблеме кадровой обеспеченности органов местного самоуправления. В нашей области, например, надо обучить бо­лее 2 700 муниципальных служащих, а деньги на это выделили, к сожалению, лишь два муниципальных об­разования.

Продолжая тему, Губерна­тор Сергей Морозов заме­тил, что на учебу 2 700 служа­щих необходимо более 80 млн. рублей — таких дополнительных средств в казне области просто нет: необхо­димы средства из федераль­ного бюджета.

«Мы прекрасно понимаем, что путь у нас непростой, — сказал глава региона, — но другой дороги у нас нет».

Губернатор подтвердил, что важнейшими проблема­ми в реализации закона яв­ляются недостаток кадров и финансового обеспечения полномочий. Бесполезно об­винять глав муниципальных образований в бездействии, если у них нет денег. Налого­вая же реформа привела к крайней нестабильности бюджетов. Более чем у 70 муниципальных образований доходная часть бюджетов со­ставляет не более трех тысяч рублей, что не позволяет в полной мере выполнять 131-й закон. В этом году по­требности органов местного самоуправления — 10 млрд. рублей, фактически же эта цифра будет в два раза меньше.

Значительное внимание Сергей Морозов уделил воп­росу о мерах пожарной безо­пасности — «первичные меры», отписанные законом муниципальным образовани­ям, не содержат точной трак­товки; ставится даже задача формирования муниципаль­ной пожарной охраны! Много вопросов и к паспортно-ви­зовой и миграционной служ­бе, военкоматам, потому что их полномочия переданы на места без денег.

Аудитор Счетной палаты РФ Сергей Рябухин сообщил, что осенью минувшего года он как раз делал анализ 131 -го закона с точки зрения бюджетной сбалансирован­ности. Совершенно очевидно, что этот закон — меганациональный проект, влеку­щий за собой глобальное переустройство государства. Таким образом, многие про­блемы выходят далеко за рамки финансирования зако­нов тремя уровнями бюдже­тов: федеральным, регио­нальным и муниципальным. Эта национальная государ­ственная реформа стоит, по предварительным расчетам, 360 млрд. рублей. На нынеш­ний же год на мегареформу заложено всего 15 миллионов на всю Россию!

В самом духе 131 -го зако­на, отметил Сергей Рябухин, существуют внутренние противоречия. Главная концеп­ция проекта — создать для граждан РФ равные условия доступности к бюджетным средствам. Однако одни му­ниципальные образования ведут иждивенческий образ жизни, другие являются до­норами, третьи — пребыва­ют в состоянии безысходно­сти. Как изменить это, закон не отвечает.

Подводя итоги совеща­ния, Сергей Степашин очень удивился, что практически все выступавшие затрагива­ли вопрос о мерах пожарной безопасности. «Когда я был министром внутренних дел, — сказал Сергей Вади­мович, — пожарная служба подчинялась МВД. Я, безусловно, поставлю вопрос пе­ред Шойгу». В общем, пообе­щал разобраться. А по пово­ду жалоб на нехватку финан­сов на реализацию 131-го за­кона председатель Счетной палаты отреагировал так: «Должно быть, как в прилич­ной стране: есть закон — должны быть и деньги. Счет­ная палата официально по­ставит вопрос о финансовой обеспеченности закона пе­ред Министерством финан­сов РФ и лично перед мини­стром Кудриным».

По итогам совещания подготовлен проект резолю­ции, который Сергей Степа­шин передаст Президенту РФ.

Не обошлось на совеща­нии и без приятных сюрпри­зов. Буквально за несколько минут до начала этого засе­дания у начальника департамента по взаимодействию с муниципальными образова­ниями Андрея Максимова родилась дочь! Счастливый папа после поздравлений членов президиума под ап­лодисменты спустился в зал, нагруженный подарками, среди которых была и детс­кая коляска. «Первое транспортное средство есть!» — тут же пошутил Губернатор.

Приятная миссия выпала и на долю заместителя пред­седателя городской думы Александра Данилова — именно он вручил аудитору Счетной палаты Сергею Рябухину знак и удостоверение почетного гражданина горо­да Ульяновска и картину с местным пейзажем.

— Спасибо большое, — заулыбался Сергей Николае­вич. — Это стало возможным благодаря Сергею Вадимо­вичу Степашину, который благосклонно относится к моим «факультативным» делам в Ульяновской области.

Людмила ДУВАНОВА