Татьяна Губарева: «Не хочу учиться равнодушию»

«Личное дело» министра

После окончания Самарского (в те годы – Куйбышевского) медицинского института в 1972 году Татьяна Александровна Губарева работала в Ульяновской областной больнице. Удостоена званий «Отличник здравоохранения», «Заслуженный врач РФ». По плечу ей и парламентская миссия – была депутатом ЗС второго созыва (2001 -2003 годы). В 1985 году возглавила соматическое отделение -один из сложных участков ведущего лечебного учреждения области. В 1993 году Губареву назначили начмедом детской областной больницы, которую еще предстояло построить, в 1997 – главным врачом. Начинала практически с «нуля», теперь это одно из лучших учреждений здравоохранения России. Видимо, не зря подмечено: женское сердце видит лучше мужского глаза. Это – о Губаревой.

При ее непосредственном участии в областной детской клинической больнице внедрены уникальные методы лечения детей. Доктора творят настоящие чудеса, на их счету сотни спасенных жизней. В лечебном учреждении организована и эффективно работает система управления качеством медицинской помощи. Детская клиническая больница, которую много лет бессменно «вела» Татьяна Губарева, завоевала высокие позиции, подтверждение тому – звание «Лучшая детская больница России». 15 мая 2006 года Т.А Губарева назначена министром здравоохранения и социального развития населения.

У министра двое взрослых детей: сын – финансовый аналитик, дочь – детский онкогематолог.

Любовь БАЛАКИНА

– Татьяна Александровна, вы опытный управленец, но одно дело -возглавлять коллектив в знакомой профессиональной среде, другое -координировать работу двух таких сложных отраслей, как здравоохранение и социальная защита. Как идет освоение функций чиновника регионального масштаба?

– Само слово «чиновник» у многих людей вызывает негативные ассоциации. Говорят: «Стена чиновничьего равнодушия». Вот этому я учиться не хочу. Считаю, что главное качество государственного человека – умение решать проблемы людей. Это мне знакомо, близко, этим занимаюсь постоянно. Я согласилась на новую должность, потому что уверена: при грамотном подходе можно многое изменить к лучшему – в здравоохранении, в работе по социальной поддержке семей, материнства и детства. К тому же чувствую мощную поддержку коллег-медиков. Есть взаимопонимание с губернатором, и что важно – он ставит реальные, выполнимые задачи. Да, сейчас я курирую две отрасли, где работают более 24 тысяч человек. Коллектив областной детской больницы в 24 раза меньше, но количественный фактор роли не играет, главное – создать грамотную систему управления, четко организовать работу 5-10 человек, далее процесс пойдет по цепочке.

Выстраивать отношения с людьми мне помогает опыт партийной работы, парламентской деятельности, участия в избирательной кампании Президента – была доверенным лицом В. Путина.

Конечно, трудно охватить и переработать ежедневный поток информации, который на мне замыкается. Я человек дотошный, мне мало только запомнить, должна понять, проанализировать, сделать выводы, принять верные решения.

Пока, на мой взгляд, главное – отладить систему внутриведомственного взаимодействия и выстроить стратегию дапьнейшего развития.

– Какое оно, министерство, которое призвано курировать сразу две сложные отрасли?

– Прежде явно не хватало связующего звена между ними – по большому счету обе они призваны помогать людям. Вот лишь один пример. Недавно была на протезно-ортопедическом предприятии, сейчас оно федерального значения, ранее было в ведении областного департамента социальной защиты. Чтобы получить протез, инвалид должен пройти массу инстанций региональных и федеральных ведомств. Теперь будем думать, как упростить этот процесс, чтобы человеку было удобно – приехали на дом, сделали необходимые замеры, изготовили и привезли протез. И это не так сложно организовать, как кажется на первый взгляд, ведь в других регионах с подобными задачами успешно справляются.

Структура министерства здравоохранения и социальной защиты населения еще не утверждена. За два месяца проработали 10 вариантов – и штат большой не желателен, и все вопросы надо охватить. Хотелось бы создать динамично работающую структуру.

Для сбора и анализа статистических и финансовых данных, для выработки правильных решений создаем медико-информационный аналитический центр, идет подбор кадров. Нуждается в пересмотре структура департамента здравоохранения.

– Видимо, как врачу вам ближе проблемы здравоохранения…

– Это на самом деле так, и на это есть причины. Последние годы отрасль не развивалась, скорее разваливалась. До сих пор не принят закон РФ о здравоохранении. Он уже несколько лет как «завис», так как не обеспечен деньгами, необходимыми на его реализацию. Чтобы поправить сложившуюся ситуацию, разработан и уже реально заработал национальный проект «Здоровье».

Мы начали с помощи первичному звену, потому что за последние 20 лет участковые службы развалились. К сожалению, подзабыт опыт эффективной профилактической работы. Как результат – рост заболеваемости среди населения. Недостаточное финансирование здравоохранения, медленное обновление оборудования, низкая заработная плата персонала, нехватка кадров – все это сказывается на качестве и доступности медицинской помощи.

– Поможет ли преломить ситуацию реализация национального проекта «Здоровье»?

– Первые результаты радуют. 1436 специалистов первичного звена включены в федеральный реестр и получают президентскую надбавку к заработной плате. Это сказалось на кадровом притоке, участковая служба пополнилась на 327 человек.

Увеличилась зарплата медиков, работающих в женских консультациях и родильных домах, за счет оплаты родовых сертификатов. От их реализации на счета ЛПУ поступило более 33 млн. рублей. Это позволило снизить уровень младенческой смертности с 14,3 до 8,3% на тысячу родившихся.

Во втором полугодии планируются дополнительные выплаты медперсоналу фельдшерско-акушерских пунктов и работающим в системе «скорой помощи». В рамках реализации национального проекта начались поставки диагностического оборудования. Два флюорографических аппарата появились в Тереньгульском и Сенгилеевском районах, получили 10 фиброколоноскопов.

В мае началась дополнительная диспансеризация населения. Составлен список, будут обследованы 33650 граждан, работающих в государственных и муниципальных учреждениях сферы образования, здравоохранения, соцзащиты, культуры, физической культуры и спорта и научно-исследовательских организациях. Начата дополнительная иммунизация детей и подростков до 19 лет против гепатита В. Планируем открыть в 18 районах области 27 офисов врачей общей практики.

– В послании к Федеральному собранию президент РФ В. Путин акцент сделал на проблеме материнства и детства, улучшении демографической ситуации. Как решаются эти проблемы в нашем регионе?

– Улучшить демографическую ситуацию призван комплекс мер. Это, конечно, забота о материнстве и детстве, социальная поддержка молодых семей, повышение качества и продолжительности жизни пожилых людей, пропаганда здорового образа жизни.

Чрезвычайно важны повышение рождаемости и уменьшение детской смертности. И меня очень радует, что практически решен вопрос о выделении 24 млн. рублей на приобретение оборудования для учреждений родовспоможения, ожидается поступление современной аппаратуры и за счет средств федерального бюджета.

– Свою лепту в повышение качества жизни населения вносят и социальные работники. Как они справляются со своими функциями?

– Система оказания социальной помощи работает стабильно, постоянно улучшается ее материально-техническая база. Одна из главных задач, которые приходится решать ее сотрудникам, – снижение уровня бедности. С этой целью сейчас составляются социальные паспорта малоимущих семей и оказавшихся за чертой бедности. Их будут иметь и сельские поселения.

Предстоит решить и ряд управленческих вопросов. Один из них – создание выплатных центров. Департамент и комитеты социальной защиты осуществляют 47 видов выплат льготным категориям населения. Упростит процедуру их предоставления внедрение новых информационных технологий. Над этим мы работаем.

– В конце июня в Москве, при РАМН РФ состоялся «круглый стол» по стратегии развития здравоохранения. Ведущими медиками был предложен путь модернизации отрасли до 2009 года. Реальны ли эти сроки?

– От реформирования системы здравоохранения нам не уйти. Достаточно ли на эту масштабную работу два-три года – трудно сказать, но видение решения проблемы есть. За образец того, что еще предстоит сделать, можно взять мою родную детскую клиническую больницу. Здесь реально внедрено управление качеством медицинской помощи, отлажена система персонифицированного учета расходования медикаментов. Начмед получает полную информацию о том, как лечили больного, какими препаратами, сколько средств затратили и т.д. И это возможно на уровне всей отрасли, надо начать с ее информатизации.

Назрела необходимость оптимизации коечной сети. Это не ее сокращение, как иногда понимают. Надо учиться экономить, направлять средства туда, где они нужнее. Например, круглосуточный стационар – это интенсив, «съедающий» колоссальные деньги. А у нас некоторые ЦРБ превратились в больницы «сестринского ухода». Нельзя деньги бросать на ветер. Одним из механизмов, способствующих оптимизации коечной сети, должно стать финансирование медицинской помощи по конечному результату.

Обеспечить население доступной и качественной медицинской помощью -вот главные цели реформирования отрасли.

– Ваши ближайшие планы?

– Провести форум участковых врачей. Хочется, пользуясь случаем, выразить благодарность людям, которые трудятся на пере довых позициях здравоохранения и от которых напрямую зависит состояние здоровья населения.

– Два месяца в качестве министра сказались на вашем характере?

– Вы хотите спросить -не срываюсь ли я? Хамство, грубость унижают человека, это не лучший способ решения вопроса. А твердость характера мне была присуща всегда, я умею спросить, поставить на вид за дело.

Что изменилось? Совсем не стало свободного времени. Хорошо, что дети выросли, а вот мужа «запрягла», впрочем, он добровольно мне помогает, сидит за компьютером по моей просьбе. Совсем забросила рукоделие, хотя раньше с удовольствием шила.