Я их встретил на переправе – Михаила, Александру и восьмилетнего Юлия.

Речку Барыш в этом месте легко перейти вброд, глубина – по пояс. Почему-то догадался, что направляются эти люди не куда-нибудь, а именно к нам. «Михаил», – протянул руку для знакомства глава семейства и… так и есть, спросил, не знаю ли я, как найти лагерь археологов. Объяснив дорогу, я продолжил далее свой путь в ховринский сельмаг, а вернувшись через час «домой» (т.е. в экспедицию), уже наблюдал такую любопытную картину. Серьезный Юлик, раскрыв перед начальником экспедиции Александром Вискалиным топографический атлас Ульяновской области, деловито расспрашивал его о местонахождении разных археологических памятников: «По моим расчетам Арбухимское городище должно находиться где-то здесь… Нельзя ли уточнить?» Археолог подробно отвечает на вопросы мальчика. Ученая беседа привлекает внимание всех присутстующих. Сразу видно, что юный следопыт знает предмет не понаслышке, и в карте ориентируется совсем как взрослый. Мальчишку (так же, как и его родителей) в полный восторг приводят находки сезона: каменный нож величиной с ладонь и миниатюрный наконечник стрелы. Еще бы – ведь им около пяти тысяч лет!

Все свое свободное время семья Владимировых посвящает «паломничеству» к историческим местам области: валам Симбирской засечной черты, древним городищам, разрушенным церквам, остаткам барских усадеб… А в эти июльские выходные Владимировы решили заглянуть в гости к археологам: никогда еще не видели настоящих раскопок. Такие вот интересы, такой образ жизни…

Оба супруга работают в УлГУ. Михаил – в службе охраны, Александра – в отделе труда и зарплаты.

Михаил, закончив в 1990-м году педуниверситет (факультет физической культуры) работал преподавателем в Сенгилеевском педучилище, потом – инструктором по плаванию в одном из детских садов Ульяновска. Позже стал преподавателем физкультуры в УлГУ. Любимым занятием всегда был туризм. Ходил по разным уголкам страны в категорийные походы, водил группы студентов. Как и всякий настоящий спортсмен – совершал ежедневные многокилометровые пробежки. Однажды во время такой пробежки случилось несчастье – попал под машину. А потом – операция за операцией. Клиники Ульяновска, Москвы, Казани… С трудом удалось спасти левую руку. Последняя операция (сложнейшая!) была проведена казанскими хирургами: пересадка в руку кровеносных сосудов ноги. Необходимость восстановительного периода после операции заставила временно уйти с преподавательской работы в аппарат охранной университетской службы. Жизнь Михаила – борьба. Борьба с недугом и преодоление себя. Так он живет вот уже десять лет. Когда, в конце 90-х, впервые вышел из больницы – не мог преодолеть лестничный пролет и самостоятельно завязать шнурки на ботинках. Но со временем ежедневные упражнения дали свой результат. Михаил не просто научился обслуживать себя, но даже смог вернуться к любимому занятию – туристическим походам. Здесь, в походах и познакомился с Александрой, тоже заядлой туристкой. «Хватит вести холостяцкую жизнь, – подумал Михаил, – ведь за тридцать уже…» Поженились. Вскоре родился сын Юлий.

Специальность Александры Владимировой – экономист. Она закончила планово-экономический институт (ныне – филиал УлГУ). Будучи в декретном отпуске, освоила вторую профессию – экскурсовода. Такой специалист нужен был Заволжскому центру детско-юношеского туризма. Углубившись в краеведческую литературу, Александра увидела, насколько богата и интересна история Симбирской губернии и Ульяновской области – родины поэтов и политических деятелей… Как-то само собой так получилось, что начали выбираться всей семьей к историческим местам. Туристские навыки здесь очень даже пригодились. Перемещаются Владимировы исключительно на общественном транспорте – насколько он позволяет. Далее – пешком. Юлий проявил явные способности к рисованию, причем рисует именно здания. В городе на каждом шагу останавливает родителей: «Этот дом обязательно снесут, его необходимо зарисовать». Приходится останавливаться, давать возможность юному художнику делать зарисовки. Много рисует и во время походов. «Юлий, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» – спрашиваю. «Я хочу стать реставратором и архитектором старинных усадеб, старинных зданий, которые снесли…» – мальчишка мечтает когда-нибудь восстановить все утраченное архитектурное наследие. И с увлечением рассказывает о своем восхождении на крутую Арбухимскую гору, о древнем городище Симбер, посещении старинных карьеров и сланцевого рудника, остатков усадьбы знаменитого симбирского городского головы Афанасьева в Скугареевке…

«Увидеть воочию следы исчезнувшей жизни, представить по ним – как люди когда-то жили, любили, страдали, радовались – это безумно интересно, – говорит Александра Владимирова. – Читая Карамзина и Гумилева представляешь эти перемещения скифов и хазар и уже прикидываешь: а что из этих процессов коснулось нашего края, как все это отразилось на нем?»

«Чтобы человек находился «в равновесии», нужно хотя бы два раза в месяц куда-то выезжать, чтобы выйти из консервной банки города, что-то увидеть новое, привезти эти впечатления…», – считает Михаил.

Следующую свою вылазку Владимировы планируют совершить в село Акшуат Барышского района чтобы ознакомиться с остатками усадебного и паркового комплекса дворян Поливановых. Александра еще с детства (когда отдыхала в пионерлагере) запомнила остатки парка и озеро. Хорошо бы обновить детские впечатления.

Каждый сам выбирает, как проводить свой досуг. Владимировы проводят его вот так. Самая обычная семья.

Алексей Юхтанов