Жених был одет в гимнастерку убитого солдата

Завтра семья Шеффер из Новоульяновска отметит бриллиантовую свадьбу – 60 лет совместной жизни

Немногие могут похвастаться тем, что их семья отметила 50-летнии юбилей. Сегодня, увы, за свадьбой все чаще грядет развод. Любовь не выдерживает испытаний временем, разлукой. А так хочется крепких отношений, горячих чувств, над которыми не властны даже годы…

Поверьте, они есть! Завтра семье новоульяновцев Шефер исполняется 60 лет. В народе говорят: дожили до бриллиантовой свадьбы.

Под надзором

Молоденькая девушка Маша Ланенкова жила в Кайсановском совхозе на Урале. Когда началась война, ее семье пришлось несладко. Чтобы прокормиться, Машенька с 15 лет начала работать на тракторе.

В 1944 году, когда ей было 18 лет, в совхоз на работу приехали около сотни молодых ребят из Челябинского лагеря для русских немцев. Молодые люди обслуживали местный танковый завод.

— Среди других ребят был и 22-летний парень, — рассказывает бабушка Маша, — представившийся Фридрихом — немец по национальности. Но мы на русский лад звали его Федей.

Фридрих работал в совхозе учетчиком, вел бухгалтерию, а заодно и проверял работу девчонок-трактористок.

— Так мы и познакомились, -продолжает бабушка Маша, а у самой на глаза наворачиваются слезы. — Он такой видный, статный, высокий парень. Конечно, Федя сразу мне приглянулся. Но за таким красавцем столько девчонок бегало!!!

Машенька первой призналась в своей симпатии красавцу-немцу. А он, в свою очередь, особых надежд не питал. И вот почему.

Во время войны немцы, живущие в Советском Союзе, были на особом контроле. Их лишили обычных «мирских» радостей. Представители «вражеской» нации жили в палаточном лагере для репрессированных, обнесенном колючей проволокой. И не имели права куда-либо выходить за его пределы без особого разрешения. Иначе им грозило 25 лет тюремного заключения.

— Я не имел права даже думать о девушках, — вспоминает Федор Филиппович. — А уж тем более о женитьбе! Нам было запрещено знакомиться с сельчанами! А мне повезло — иногда я мог свободно выходить «в люди».

Маша запомнилась ему своим трудолюбием. Вечерами они вместе гуляли, разговаривали. После войны девушка уехала в Челябинск, устроилась в военную столовую. Федору разрешили навещать его подругу. Каждый раз, выезжая за продуктами, он заворачивал на работу к Маше — повидать девушку. Спустя несколько месяцев парня направили в Кунашакское сенохозяйство, где он работал рядовым бухгалтером.

Так они и встречались — выкраивая свободное время.

Никаких подарков, конфет, цветов кавалер Маше не дарил.

— Какие уж там сладости? Рубля-то в кармане не было! — вспоминает Мария Федоровна. — Встретимся, поговорим, вот и все свидание.

Свадьба под дождем

В июле 1946 года Маша приехала к Фридриху в сенохозяйство. Там они и решили пожениться. Молодые пошли на риск: жених был репрессированным. Кто знает, что ждало впереди эту отчаянную пару? Но девушка не побоялась неопределенного будущего.

У меня было восемь красивых нарядов. Но ни одного свадебного. Так что замуж выходила в американском шерстяном платье, которым меня премировали за работу, — рассказывает баба Маша.

— А из меня жених еще тот! -вспоминает Федор Филиппович. -Выпустили из лагеря без денег. Старая гимнастерка и старые военные брюки от убитого солдата — вот и весь мой «жениховский» наряд. Это сегодня молодые ходят по улице, за ручки держатся. На каждом перекрестке все целуются. Тогда у нас такого не было. И свадьбу не отмечали, и подарков ни от кого не получили. 28 июля 1946 года молодые пошли пешком в соседнее село Курманово в сельсовет. Настоящая любовь не побоялась первых трудностей. Чтобы стать мужем и женой, им пришлось прошагать 15 километров!

— Секретарь записал нас в книгу гражданского состояния, — рассказывает дедушка Федор, — там мы расписались и тут же получили свидетельство о браке.

— А вот когда из сельсовета вышли, произошло чудо! Нас сразу накрыло дождем! Но те, кто попался нам в тот момент навстречу, и те, кто шел следом, остались совершенно сухими! Как будто дождь нас благословил на счастливую совместную жизнь! А ведь так и случилось, — улыбается баба Маша.

Сразу же после свадьбы молодо жены расстались. Маша села в поезд на станции Муслюмово (там было сенохозяйство, на котором работал супруг) и со свидетельством о браке в кармане поехала в Челябинск увольняться.

А Федор остался в сенохозяйстве, куда потом к нему приехала молодая жена.

Спокойная жизнь

В 1947 году у Шеферов родился первый сын. Вскоре вся семья перебралась в Челябинск, где снимала квартиру. Федор работал на строительстве завода, Маша сидела с малышом. А в 1948-м году по решению органов внутренних дел их направили в Казахстан. Там родились их дочка и второй сын.

Наконец, в марте 1954 года Федора реабилитировали. Где только ни побывали Шеферы за эти годы! Жили в Калмыкии, обустраивали свой быт в Мурманской области. Фридрих Филиппович стал уважаемым человеком: дорос до должности главного бухгалтера крупного предприятия, а Мария Федоровна работала продавцом.

— Если б не проклятый Гитлер, я мог бы стать председателем колхоза, — вспоминает с горечью Фридрих Филиппович. — А еще перед войной я подал документы в летное училище. Да вот как все сложилось…

Сейчас «бриллиантовые» супруги живут в Новоульяновске.

В этом году бабе Маше исполнилось 80 лет, дедушке Фридриху -84 года. Они до сих пор любят вместе печь блины. Дедушка сохранил фирменные рецепты немецких блюд: например, штруделя и курхи (булочек). А бабушка Маша делает вкусные торты, которыми потчует гостей и близких.

Бриллиантовую свадьбу отмечать они не собираются. Так же, как и не гуляли шестьдесят лет назад в этот день. Но завтра за большим семейным столом у «молодоженов» соберутся самые близкие и родные: трое детей, пятеро внуков и две правнучки.

А мы желаем крепкой семье Шеферов дожить до 70-летнего юбилея и справить коронную свадьбу.