Закрыть нельзя оставить?

Запланированная реорганизация школ в Чердаклинском районе откладывается

На этой неделе председатель ЗСО Борис Зотов побывал в Чердаклинском районе, цель рабочей поездки спикера – изучение на месте проблем в образовании. Так, жители села Петровское в своем письме спикеру сообщали о нежелательной реорганизации школы из средней в начальную.

Слухи о том, что петровская школа может быть реорганизована, появились несколько месяцев назад. Из-за сокращения числа учащихся затраты на обучение каждого ученика растут год от года. В связи с этим администрацией района разработан проект реструктуризации сети образовательных учреждений на 2006 – 2010 годы, в котором запланировано изменение статуса четырех школ: Петровской, Староматюшкинской, Староеремкинской и Староуренбашской. Наделе это может вылиться в сокращение числа учебных мест, преобразование средней школы в начальную, и тогда старшеклассники вынуждены будут обучаться в соседних селах.

Узнав о такой «перспективе», жители Петровского забили тревогу и обратились к «своему» депутату ЗСО – Борису Зотову. В итоге в минувший вторник состоялась довольно эмоциональная встреча граждан с властью, на которой присутствовали Борис Иванович, заместитель председателя ЗСО Александр Фролов, главный специалист отдела общего образования департамента образования Ульяновской области Валентина Савченко, заведующая отделом образования Чердаклинского района. Татьяна Налиткина, другие представители местной администрации.

Первой слово взяла директор школы Лариса Белова. Она, как и большинство жителей Петровского, категорически против реорганизации вверенной ей школы. По словам Ларисы Александровны, построенная 20 лет назад школа сегодня находится в отличном состоянии. Капитального ремонта не требуется, она готова к новому учебному году. Мелкий ремонт произвели своими силами – с помощью спонсоров и с участием родителей.

Новый учебный год в Петровском начнут 60 учеников. Это, конечно, меньше, чем в былые годы. А вообще школа рассчитана на 190 учеников. Но в ближайшие годы по расчетам сельчан детворы прибавится, ведь население преимущественно молодое, и уезжать отсюда люди не спешат. Местное хозяйство – ООО “Петровское” – крепко стоит на ногах, с работой проблем нет.

Руководитель 000 “Петровское” Александр Токарев согласен с земляками: бывалому управленцу не понаслышке известно, какие трудности могут возникнуть, если детей придется возить на учебу в другое село:

– Все это мы уже проходили, – пояснил Александр Владимирович. – В восьмидесятые годы, когда своей школы у нас не было, я в зимнее время каждый день посылал трактор расчищать сугробы на 10-километровой дороге. И не выходил из рабочего кабинета, пока мне не звонили и не докладывали, что автобус с детьми благополучно добрался до места. Когда отстроили нашу школу-красавицу, люди нарадоваться не могли, из села практически перестали уезжать…

Иная точка зрения у заведующей отделом образования района Татьяны Налиткиной. Она предложила не поддаваться эмоциям и посмотреть фактам в лицо. Система подушевого финансирования школ – палка о двух концах. Если классы наполнены что называется “под завязку”, не возникает никаких проблем: денег хватает и на достойную оплату труда педагогов, и на закупку инвентаря, и на содержание самой школы. А вот образовательные учреждения, где в классе 3-8 учеников, неизбежно сталкиваются с проблемами. Петровская школа – в их числе. По расчетам районного отдела образования, средства, положенные ей, покроют расходы только на 3/4 от необходимого. А значит, придется думать, как их сократить, сохранив при этом приемлемое качество образования. В любом случае этот учебный год петровские дети будут заниматься в привычных классах: реформа пока существует только на бумаге.

По словам Бориса Зотова, никто не вправе лишать людей закрепленного Конституцией права на получение качественного образования. Государственная политика направлена на защиту, а не на ущемление прав граждан. Но в то же время эффективное использование бюджетных средств -тоже крайне важная задача, стоящая перед органами государственной власти. Обучение сельских школьников зачастую обходится казне в разы дороже, чем городских. Один из вариантов решения проблемы – предоставить для перевозок школьников удобный транспорт, а укрупненные за счет объединения школы обеспечить новейшими средствами обучения. Это – нормальная практика и подобный опыт уже успешно зарекомендовал себя в соседних регионах, где нерентабельные, плохо оборудованные малокомплектные школы «уступают дорогу» современным социокультурным комплексам. Хотя это и непросто, но нередко приходится выбирать: или хорошо, или близко…