«Миссия» невыполнима?

В ИЮЛЕ НА МЕСТНОЙ КУЛЬТУРНОЙ НИВЕ СОШЛИСЬ ДВА ВЗАИМОИСКЛЮЧАЮЩИХ СОБЫТИЯ

Три уважаемых руководителя культурных учреждений написали заявления об уходе по собственному желанию. А проект областного управления по делам культуры и искусства получил поддержку из федерального бюджета.

СТО РУБЛЕЙ НА КУЛЬТУРУ

Впервые губернатор встретился с работниками культуры области б начале февраля 2005 года. Тогда Морозов впервые заявил, что у администрации «есть четкая и ясная программа действий в сфере культуры». Вскоре выяснилось, что из себя представляет «грамотная культурная политика»: денег не просите, зарабатывайте сами. На разнообразных совещаниях не раз видела, как вытягивались уставшие лица работников сельских клубов, районных музеев и библиотек, которые не на что топить зимой и в которых нет денег даже на местные газеты, нынче каждый ульяновец тратит на посещение профессиональных культурных мероприятий менее ста рублей в год. Где уж тут тягаться «в заработках» самодеятельности сельских клубов!

ВНЕДРЯТЬ И УПРАВЛЯТЬ

В июле пресс-служба губернатора отрапортовала об очередной победе, во всероссийском конкурсе на оказание федеральной поддержки проведению административной реформы Ульяновская область заняла 2-е место среди поволжских регионов, для реализации трех областных проектов из федерального бюджета в 2006 году будет выделено 9 млн. руб.

Один из проектов как раз из разряда «грамотной культурной политики». Но не думайте, что эти деньги хоть как-то помогут отдельным нищим учреждениям культуры. Масштабный проект управления по делам культуры называется мудрено: «Внедрение системы результативного управления организациями культуры и искусства». Понимаете теперь, что все беды нашей нищей культуры от того, что ею нерезультативно управляли! именно этому насущному вопросу и посвятила полтора года деятельности управление во главе с Татьяной Ившиной.

Есть в этом проекте удивительные строчки, к примеру, о «создании единого информационного банка данных учреждений культуры и искусства» (а до этого, что же, не знали – чего и сколько?), о «модернизации системы управления подведомственной сетью» (вот что мучило наше управление культуры – несовременное собственное руководство!). И главное – об «оптимизации расходования бюджетных средств через финансирование учреждений в зависимости от результатов их деятельности». В общем, модернизированное руководство областной культурой теперь будет решать, кто достоин бюджетных денег, а кому – шиш. Создается ощущение, что управление культуры живет своей жизнью, а учреждения и работники культуры – своими бедами и заботами.

ЛЕНИН ИЛИ РЕПТИЛИИ?

в феврале управление культуры озаботилось концепцией развития Ленинского мемориала. Осознали, что необходимо более четко определить «культурную миссию» заведения, для чего предлагалось: деятельность комплекса осуществлять на основе научно-исследовательского подхода, активно формировать фонды по советской тематике и развивать ленинскую тему.

«не деньги определяют главное содержание деятельности учреждения культуры», – говорила Татьяна Ившина. Забыв, очевидно, что к тому времени уже целый год требовала от всех учреждений, независимо от ранга, «зарабатывать деньги», представляю, как в свете противоречивых распоряжений начальства приходилось работать директору Мемориала Валерию Перфилову. На сцене появлялся «Комедии клаб» с шутками ниже пояса, в фойе и залах – выставки рептилий и восковых чудовищ. Но заработанными на этом средствами не приведешь в порядок комплекс, для сохранения которого необходимо ежегодно вкладывать не меньше 5 млн. руб. Даже на нормальную научную музейную деятельность не хватит.

А тут еще пресса захлебнулась от восторга: в ленинском музее «жируют» за счет денег от вечеринок со стриптизом, конечно, крайним оказался перфилов, хотя не обошлась без засланного казачка от управления культуры. Так или иначе, директор мемориала подал заявление об уходе – на радость тем, кто готов зарабатывать именно на вечеринках и «ночах рекламы», в те же дни его примеру последовали директор Дворца книги Людмила Белозерова и директор художественного музея Татьяна Верещагина.

Любому человеку, ратующему за сохранение культуры, известно, как много знают, умеют и понимают в своем деле эти уважаемые, высокопрофессиональные люди, для которых культура – это не «фестиваль скамеек» и не бестолково-показушные «культурные столицы», а возможность сделать общество образованным и нравственным.

я не могу объяснить, почему руководители от культуры не понимают: культурную миссию и политику осуществляют не проекты о модернизации и не реформы управления, придуманные теми, кто временно прибыл к нам из других краев, осуществляют люди, которые служили ульяновской культуре всю свою жизнь, их нужно беречь, им нужно помогать, к ним нужно прислушиваться, тогда не придется устраивать выставки крокодилов в музее Владимира Ильича и юбилеи очередных фирм в залах дворца книги.