Руководители ульяновских музеев и театров стали массово увольняться с работы.
Громкий скандал начался в Ульяновске. Руководители крупнейших областных учреждений культуры подали заявления об уходе, пояснив, что больше не могут работать в условиях жесточайшего вымогательства со стороны местных чиновников. Причиной ссоры стало нежелание выполнять спускаемый властями «кассовый план». «Массовые пьянки в Художественном музее и Ленинском мемориале стали для Ульяновска нормой, – негодует краевед Сергей Петров. – Здравомыслящие люди называют это кощунством, а чиновники – реформой. Мол, культура должна выйти на самоокупаемость».
В числе инициаторов демарша оказались руководители Ленинского мемориала, областного Дворца книги и Художественного музея. Один из потенциальных «отставников» в беседе с корреспондентом «НИ» признался, что терпеть чинимый произвол стало невозможно: вышестоящие чиновники требуют от учреждений культуры сдавать деньги, словно это швейная фабрика или пивзавод.
«Эти веяния появились в области вместе с идеей «культурной столицы». В дни, когда шло массовое закрытие клубов и библиотек, когда две областные библиотеки из-за безденежья перестали получать даже газеты, Ульяновск был провозглашен «культурной столицей», – заявил в интервью «НИ» член региональной общественной палаты журналист Геннадий Демочкин. – Сегодня у местных властей прослеживается вполне определенная установка – они пытаются заставить и без того обнищавшую культуру зарабатывать деньги. Директорам музеев постоянно дают все новые и новые «вводные», спускают планы – сколько денег надо заработать. Это какой-то рэкет! В итоге в Художественном музее начали устраивать сомнительные балы, а во Дворце книги – чуть ли не пьянки. К примеру, в отделе редких книг организовали курилку».
По словам г-на Демочкина, первой не выдержала директор областного кукольного театра Людмила Гаврилова, которая, говорят, получила от чиновников выговор по итогам первого полугодия за невыполнение «кассового плана». Она уже ушла со своего поста.
«Была одна радость – выделили три миллиона рублей на ремонт Дворца книги. Отремонтировали лестницы и туалеты. Оказалось, что неспроста: теперь Дворец книги – это что-то вроде резиденции высших чиновников местной администрации, они здесь любят гостей принимать», – рассказывает Геннадий Демочкин.
У директора Ленинского мемориала Валерия Перфилова уже шесть выговоров. В кулуарах регионального управления культуры г-на Перфилова называют «странным и непонятливым». Дошло до того, что должность руководителя мемориала объявили вакантной, после чего всегда сдержанный Перфилов взбрыкнул, сообщив, что заявление о своем уходе еще не написал. От комментариев Валерий Перфилов отказался, заявив лишь, что, «комментируй не комментируй, а становится только хуже».
Попытка руководства мемориального комплекса выполнять обозначенные чиновниками финансовые установки обернулась громким скандалом. Общественность, прознав о том, что в мемориале якобы проводились корпоративные вечеринки со стриптизом, подняла невообразимый шум. После чего чиновники с озабоченным видом торжественно поклялись «провести тщательное расследование случившегося».
В беседах с корреспондентом «НИ» директора ряда ульяновских библиотек признались, что их регулярно заставляют организовывать так называемые благотворительные вечера, после чего все собранные средства направляются в областное управление культуры.
«Чиновники хотят стричь купоны, ничего не вложив. У рядового музейного сотрудника зарплата – две-три тысячи рублей. А они хотят, чтобы эти люди ходили по бизнесменам и клянчили деньги на ремонт, – возмущается ульяновский краевед Сергей Петров. – Неделю назад зашел в литературный музей «Дом Языковых». Застал там группу пожилых женщин, бывших детдомовок. Во время Великой Отечественной войны и несколько лет спустя здесь размещался детский дом, в котором они жили. Женщины увидели, в каком запустении находится родной для них дом. С потолков осыпалась штукатурка, стены облупились, отсырели, а во время войны здесь было чисто и сухо, на полу лежали коврики».
Отставка директора Художественного музея Татьяны Верещагиной принята. Заявление директора мемориала Валерия Перфилова пока не подписано. Остается без ответа и прошение об отставке заведующей областным Дворцом книги Людмилы Белозеровой. Правда, говорят, что из отпуска, в котором сейчас находится г-жа Белозерова, на рабочее место она не вернется.
Должны ли музеи зарабатывать деньги?
Ирина АНТОНОВА, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина:
– Не могу сказать за своих коллег, но мы при наших огромных планах почти не получаем государственной помощи. С другой стороны, никто нам не спускает разнарядок и распоряжений. Музей сам научился добывать деньги – и если бы в Ульяновске узнали, как мы вертимся, у них бы волосы дыбом встали!
Евгений БОГАТЫРЕВ, директор Московского литературного музея А.С. Пушкина:
– Ситуацию, когда от музеев требуют выполнять кассовый план, я могу прокомментировать следующим образом: это со стороны чиновников лишь тогда обосновано, когда сами власти что-то музею дали. Так произошло с нашим музеем, хотя наш пример скорее не типичен для России: у нас прекрасное, полностью отреставрированное помещение, коллекция в очень хорошем состоянии, имеется шикарный концертный зал-атриум. С такими условиями музей может быть финансово успешным. Мы, например, проводим приемы, презентации, в наших стенах снимаются телепередачи – все это, повторю, было бы нереально в иных условиях. Как и в любом другом деле – пока ничего не вложено, сложно получить отдачу.