ПРОЕКТ РАЗВИТИЯ беспощадный и потому – нужный

Признаться, мне показалось странным отношение некоторых уважаемых людей области к представленному на обсуждение общественности «Проекту стратегии развития Ульяновской области до 2020 года» (документ размещён на сайте губернатора, а 2 августа опубликован в «Ульяновской правде»). К примеру, член Общественной палаты при губернаторе Исаак Павлович Гринберг увидел в проекте только «лозунги»…

Свои впечатления описывает следующим образом: «Совсем недавно я присутствовал на заседании областного совета по стратегическому планированию экономики области. С основным докладом на нем выступала министр экономики. Более бессодержательного доклада я давно не слышал. Речь шла о составлении плана развития экономики области до 2020 года… Доклад – пустой звук. Все, что она говорила, можно объединить одной фразой – давайте жить лучше. Никаких вопросов к докладчику не было. Была реплика: какие могут быть вопросы к лозунгу?»

Такое восприятие мне показалось странным. Чего же ожидали уважаемые люди от «Проекта стратегии»? Неужели «плана мероприятий»? Тогда, верно, они попали не на то заседание и не по тому поводу.

Грубо говоря, обыкновенно стратегии выстраиваются как набор «лозунгов»: намечаются в общих чертах цели и пути их достижения. Для всеобщей доходчивости. Скажем, так осуществлялась стратегия построения и модернизации СССР. Наверное, Исаак Павлович помнит: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны». Разве не типичный лозунг? А между тем под сим лозунгом шестая часть Земли жила добрых семьдесят лет. И советскую власть построила. И электрификацию всей страны произвела. Правда, лозунг при этом осуществлялся рядом последовательных «шагов», они назывались «пятилетними планами», «семилетками», «планами ГОЭЛРО», «программами социально-экономического развития» и носили более предметный характер.

И уж совсем предметно составляют «планы оргмероприятий», а теперь и бизнес-планы, дабы сделать что-то совсем конкретное: построить заводской корпус, открыть магазин, кафе-мороженое и проч.

Похоже, Исаак Павлович ждал чего-то такого, «оргмероприятного». Но ведь, скажем, от автомобильного шоссе нетребуют телевизионных картинок.

Вообще-то, представленный «Проект» полностью соответствует заявленным параметрам. В нём есть всё – оценка ситуации, варианты развития, оценка рисков…

По роду деятельности мне, например, доводилось довольно усердно изучать различные официальные программы, в том числе и стратегического характера. Например, комплексную программу развития Ульяновской области 1990 года с заявлявшимся тогда «шагом развития» до, если память не изменяет, 2010 года. Одних пятилетних «программ социально-экономического развития Ульяновской области» помню как минимум пять штук: две советского времени и три – новейшего, постсоветского, созданных разными губернскими и вне губернскими командами.

Так вот: в отличие от тех документов, вполне официальных, я нигде не встречал столь безжалостной оценки состояния дел в области, как в анализе представленного «Проекта стратегии». Область просто «разобрали по винтикам» и без всякого снисхождения ткнули пальцем в самые болезненные места.

Не думаю, что в ходе анализа авторы ставили себе целью кому-нибудь угодить.

Скорее, наоборот.

У меня такой подход вызывает только уважение. И всякий ульяновец, желающий знать, как у нас обстоят дела, найдет там вполне адекватные ответы на большинство вопросов.

Далее. Внушает уважение главный посыл, который, на мой взгляд, является «стержнем» всего «Проекта». На официальном языке он сформулирован так: «Стратегия 1. Развитие человеческого капитала через развитие и эффективное использование информационного, образовательного и культурного потенциала области» и затем расшифровывается более развернуто и подробно.

Я все это перевел на общедоступный язык и получил неожиданный результат: в «Проекте» существенно, если не сказать – кардинально, переставлены привычные акценты «социально-экономического развития региона» -фактическим приоритетом заявлено ещё ломоносовское, а затем солженицынское «сбережение народа» (хоть и официальным языком), а не просто «стабилизация», «увеличение ВРП», «развитие экономики». Не типично для такого рода документов. Совсем не типично. Но – в корень.

И ещё об одной заявленной стратегической задаче -«Стратегия 2. Формирование наукоемкой экономики инновационно-инвестиционного развития региона». Её решение означало бы абсолютную революцию в Ульяновской области. Не только технико-технологическую, но и культурную, да всего образа жизни нашей провинции. Что самое удивительное, кажется, стратегию можно реализовать на практике. По крайней мере, судя по этой части «Проекта», у нас уже есть и некоторые ресурсы, и предпосылки, и варианты разворачивания «лозунга» в «механизмы реализации». Правда, как мне кажется, 14 лет – слишком амбициозно. Но даже если осуществить хотя бы половину предлагаемого, будет такой рывок…

Конечно, в «Проекте» можно отыскать и недостатки. Например, мне показалось, что в «сельских вопросах» осталось слишком много неясного, неопределенного, туманного. Такое впечатление, что авторы толком пока не знают, что же делать с «проклятыми сельскими вопросами». Или знают, но не хотят прежде времени «пугать».

Или, к примеру, одним из «действий» достижения заявленных целей обозначено «формировать позитивный имидж Ульяновской области как инновационного, научного, культурного и образовательного центра в ПФО и Российской Федерации». Я, честно говоря, не понимаю, зачем нужно «формировать имидж» вместо того, чтобы формировать реальность? Впрочем, возможно, для того, чтобы получить дополнительное финансирование из федерального бюджета – они там падки до «имиджей».

Обобщаю. Предложенный «Проект стратегии развития Ульяновской области до 2020 года» – очень своевременная, современная и крайне нужная штука. Для тех, кто заботится о будущем края и его народонаселения всерьез.