Какой бы замечательный закон не был принят Законодательным Собранием (чаще всего это происходит под нажимом прокуратуры, угрозой массовых народных волнений и т.д.) это еще далеко не гарантия, что положения ожидаемого нормативного акта будут немедленно претворяться в жизнь.
Вот лишь три последних примера.
В конце 2005 года был принят закон Ульяновской области, регламентирующий деятельность комиссий по делам несовершеннолетних, где, в числе прочих норм, областной бюджет обязуется финансировать содержание определенного количества специалистов этих комиссий в зависимости от числа несовершеннолетних граждан в том или ином районе области. Правда, нормы, рекомендованные федеральным центром, были урезаны вдвое, с целью экономии. Проходит полгода, и, несмотря на не вполне, мягко говоря, нормальную ситуацию с детской преступностью, правами несовершеннолетних в городах, никаких штатных единиц, конкретно в Ульяновске и Димитровграде, никто и не думал создавать. В кулуарах идут разговоры о том, что это, дескать, веяния административной реформы, затеянной областным правительством. Нечего мол, плодить дармоедов (?!). На заседании Законодательного Собрания финансисты областного правительства признали, что закон не исполнялся, но их вины нет, просто денег не хватает (1млн. руб.). Однако зачем тогда вносить и принимать такой закон? С другой стороны, за это же время на содержание разрастающейся обладминистрации выделено дополнительно около 10 миллионов?
Второй пример. В декабре 2005 года был принят закон Ульяновской области о мерах социальной поддержки педагогических работников сельской местности, и даже было заложено 36 миллионов рублей в бюджете на 2006 год. Реальная потребность, для сведения, составляла 94 миллиона. Закон родился с опозданием на один год (известный 122 закон требовал принятия этого акта до начала 2005 года), как водится, под нажимом прокуратуры. Сельские учителя добились того, чтобы их право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, которое они приобрели еще в тяжелом 1930 году, было прописано в областном законе. Однако этого оказалось недостаточно. По настоящее время вразумительного механизма и порядка реализации закона на уровне чиновников разных уровней не создано. Договора с поставщиками не заключаются, и сельские учителя вынуждены либо оплачивать свое жилье целиком, наивно надеясь на компенсацию со стороны областного бюджета, либо не платить, как-то прописано в законе, и получать от коммунальщиков угрожающие предупреждения о прекращении обслуживания и пугающие цифры растущего долга. Кроме того, два месяца назад прокуратура «заставила» распространить действие этого закона и на 2005 год, что в сложившейся ситуации выглядит, по меньшей мере, издевательством.
Третий пример уже широко обсуждался в печати. Связан он с принятием в конце 2004 года закона Ульяновской области о социальной поддержке отдельных категорий граждан. В соответствии с ним некоторым категориям региональных льготников (например, ветеранам труда) предоставляется право на получение 50 процентной скидки при оплате жилья и коммунальных услуг вне зависимости от принадлежности жилого фонда. В течение полутора лет (!) граждане указанных категорий, которым не повезло проживать в кооперативных домах, и в домах, где созданы ТСЖ, фактически не могут воспользоваться своим правом. Причина та же, что и в предыдущем случае – на уровне областных и муниципальных чиновников не способны определиться с порядком и механизмом компенсации выпадающих доходов, не могут заключить соответствующих договоров с поставщиками услуг. А нет договора – есть экономия бюджетных средств и «положительный» результат в работе чиновника, есть возможность «сэкономленные» деньги перекинуть на другие цели, что не раз уже, и делалось.
Суммируя все выше сказанное, можно сказать, что закон есть закон, а его финансирование, во всяком случае, в нашей области, есть что-то иное. Здравый смысл не может разделять эти два понятия. Чиновники могут. То ли из-за того, что действительно не умеют делать то, за что им платят деньги – исполнять законы, в том числе формируя нормальный порядок их реализации. То ли искусственно создают препятствия для «экономии». А может, и то и другое вместе взятое. Ведь всегда потом можно наказать нерадивого клерка, а «высвобожденными» таким способом средствами закрывать другие бюджетные дыры.
Прокуратура пока молчит. По закону депутаты тоже должны контролировать исполнение принятых ими законов, однако на деле, большинство исправно разделяет «государственный подход» администрации, а одиночные выступления – да что оправдываться…
Накануне лекарственных бунтов.
Тема лекарственного обеспечения в области и различных сложностей, возникших в этой связи, в последнее время не сходит со страниц печати и экранов местных каналов. Я предлагаю подробно остановиться на проблеме федеральных льготников, т. е. тех граждан, кто получает дополнительную лекарственную помощь в составе соцпакета.
На сегодня сложилась несколько странная ситуация. Сумма средств, которая была выделена в 2006 году на Ульяновскую область для обеспечения бесплатными лекарственными препаратами федеральных льготников закончилась по итогам первого полугодия (?!). Сейчас фирмы поставщики работают в долг. Лекарственных препаратов на начало августа отпущено уже на 430 млн. руб. (заложенный на год лимит 237 млн. руб.).
Ситуация сложилась, опять же, из-за «суперпрофессионализма» медицинских чиновников федерального уровня. Расчет, как, впрочем, и вся реформа здравоохранения, велся формально математическим путем. Область в 2005 году «освоила» около 460 млн. руб. Половина льготников отказалась от соцпакета в пользу денежных выплат. Поэтому половина суммы, с небольшой поправкой на инфляцию, это и есть 237 млн. руб. Никто не учел, что отказавшиеся граждане как раз и не пользовались бесплатными лекарствами – их деньги распределялись другим, что систему лекарственного обеспечения лихорадило весь первый квартал 2005 года – количество выданных лекарств, в этой связи, в тот период не соответствовало реальной потребности, что в списке появились новые высокоэффективные и, следовательно, более дорогие препараты и многое другое. Зурабовский расчет пробил в бюджете федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), из которого идет финансирование на эти цели, дыру около 25 миллиардов рублей в масштабе России. Будут ли деньги – вопрос, но по договоренности «наверху» компании будут финансировать регионы в долг до конца года. Видимо очень лакомый кусок это централизованное лекарственное обеспечение, если даже работа в долг на полгода вперед не вызывает никаких опасений, а впрочем, и гарантии не слабые, ведь, по информации СМИ, у главного министра свой личный бизнес завязан на эти поставки, а уж себя он не должен забыть и кусок бюджетного пирога в конце года урвет.
Впрочем, льготникам до этого не было бы никакого дела, если бы не методические рекомендации, которые утвердил ФФОМС после анализа ситуации в стране. В них нашему региону, помимо прочих контрольных мер, «рекомендуется» сократить свою ежемесячную потребность до 30 млн. руб. в месяц (сейчас мы расходуем около 60 млн. руб.). Методические рекомендации носят, по сути, характер приказа и, хотим мы или не хотим, должны ужаться до указанной суммы. Вот тут то и возникает основная проблема -как теперь «привыкших» к более или менее нормальному лекарственному обеспечению людей убедить, что их аппетиты должны быть сокращены в два раза. Я очень скептически отношусь к мнению, что это удаться сделать посредствам усиления контроля, оптимизации выписки рецептов и прочих чисто организационных мероприятий. Нас ждет «веселый» сентябрь, именно тогда резервы, которые созданы на складах, иссякнут.
Законодательно Собрание, в свою очередь, готовит обращение по этому поводу к Президенту, Председателю Правительства и Государственную Думу.
В случае если финансовые ограничения вступят в силу и «гайки будут закручены», идея министра здравоохранения и социального развития о всеобщем благоденствии на базе доступных и бесплатных лекарств может рухнуть, как рухнула некогда «идеальная» пенсионная схема, пропагандируемая им же. Вместе с этим может оказаться под угрозой и демографическая программа президента, ставящая, в числе прочих, своей целью снижение смертности и увеличение продолжительности жизни, благодаря эффективному лечению.
Коммунальный цейтнот.
Людей, в большинстве своем, не интересуют показатели роста промышленных производства, индексы соответствия и прочие экономические показатели, которыми сегодня прикрывается областное правительство. Не ощущают они прямо на себе и достижений мэрии в виде водяных фонтанов или принимаемых программ развития города.
Что на сегодняшний момент реально заметно в сфере благоустройства города – дороги.
Другое дело коммуналка. Жилищный фонд, в большинстве своем, ветшает нарастающими темпами. Коммунальные драмы давно стали привычными атрибутами новостей и заседаний чиновников различного уровня. Неремонтируемый десятками лет подъезд требует для решения проблемы вмешательства как минимум министра, текущая крыша служит основным вопросом на заседании Губернатора, затопленный подвал требует обращения к Президенту и Государственную Думу. Практически потеряли «пробивное» значение и стали обреченно тоскливыми трагические телевизионные репортажи и сходы граждан, которые в недавнем прошлом заставляли шевелиться коммунальные службы. Еще один проверенный способ защиты своих прав, в виде организованных протестных акций с перекрытием ключевых магистралей, пока широко не практикуется. Все это не очень гармонирует с периодическими минорными выступлениями разного рода спасителей коммуналки – представителей бизнеса, в лице управляющих компаний, которые, как правило, на правах рекламы, зовут нас в «коммунальный рай».
Если в былые времена проблема решалась более или менее системно, вспомним для примера горячевские субботы, после которых наводился хотя бы локальный порядок, то теперь даже участие самого высокого начальства не гарантирует решение ваших проблем. Более того, есть случаи, когда игнорируются решения суда и прокуратуры.
Последние события – Губернатор и Мэр прилюдно решают судьбу дома на улице Герасимова, вскладчину наскребают средства на ремонт из областного и городского бюджета. Многомесячная борьба жителей за свои права завершена – справедливость восторжествовала. Однако, на той же улице Герасимова есть еще несколько домов с такими же проблемами, где так же течет крыша, замыкает проводка, отсутствует нормальное водоснабжение и т.д., только их жители не попали на показательное совещание по решению «народных» проблем, им «пока» не суждено жить по-человечески.
Оба руководителя делают все возможное. Но, увы, даже такие краткие эпизоды справедливости не рождают веру в «доброго царя» и нерадивых бояр, потому что системная ошибка не может быть исправлена одной справедливостью на сотни несправедливостей. Саморегулирующаяся система не требует для решения своих низших функциональных проблем вмешательства высшего звена – это ее дестабилизирует, это необходимо только в чрезвычайных ситуациях. Если же эта практика становится регулярной – система близка к гибели.
Что идет ей на смену? Последние потуги реформы ЖКХ в нашем регионе наряду с очередным повышением тарифов привели к фактической ликвидации муниципальных служб по ремонту и содержанию жилья. То же, по-видимому, ожидает в ближайшем будущем и остальные муниципальные и государственные коммунальные предприятия. В этих условиях власть фактически утратит реальную возможность влиять на основные процессы в этой отрасли и, и тем самым, вообще окажется в стороне от самых острых проблем большинства жителей. Вздохни свободней Губернатор, потерпи еще немного Мэр, чиновники различных мастей скоро и вы освободитесь от большинства проблем.
Цель реформаторов становиться ясной и понятной – гражданин должен сам решать свои коммунальные проблемы на основе «цивилизованных» гражданских отношений, не беспокоя по таким пустякам власть имущих. Только где они эти отношения, где услуги надлежащего качества, где, в конце концов, исправно оплачиваемая большинством населения горячая вода летом. Подобные отношения красиво выстраиваются на бумаге, более или менее успешно, и то в ограниченных пределах, работают в новых домах, но не более. В остальном – вся надежда реформаторов на частника.
Придет частник с долгосрочными инвестициями, спаситель и единственная надежда всех, включая власть. Он своими средствами закроет дыру, которую государство и муниципальная власть оставят после себя в виде отсутствующего десятками лет капитального ремонта, неэффективных технологий и морально устаревшей инфраструктуры, в обмен на стабильность и долгосрочность получения в будущем прибыли. С потребителем будут выстроены цивилизованные договорные отношения с системой взаимных сдержек и противовесов.
То, что это блеф чистой воды, убедилось большинство жителей Ульяновска на примере частных подрядных организаций одномоментно облагодетельствовавших прошлой весной весь город. Инвестиции задерживаются вовсе или настолько незначительны, что подрядчики не успевают, не только модернизировать, но и ремонтировать то, что выходит из строя. Конкуренция, призванная снижать издержки, осталась в воспаленном воображении инициаторов. А вал проблем нарастает.
Не могу не вспомнить и про процесс передачи наших ТЭЦ в РАО ЕЭС десять лет назад. Тогда тоже много было сказано про неэффективность муниципального управления, про планируемые инвестиции и снижение издержек производства, про стабилизацию и даже снижение тарифов – только отдайте. Отдали. Сейчас совсем другая песня – оборудование на станциях морально устарело, средств на подготовку к зиме нет, инвестиции не планируются, а про тарифы и их стабилизацию я вообще молчу. Зато в условиях частной монополии можно диктовать условия любому, «работать» над тарифами, издеваться над людьми, оставляя их без горячей воды и отопления, «отжимать» под себя оставшиеся коммунальные муниципальные предприятия. Кстати, если последнее удастся, а старая песня о неэффективности и инвестициях уже запета – жить будет беспросветно «весело».
Единственный способ и цель существования всей этой выстраиваемой противоречивой «инвестиционно-монопольной» модели – повышение тарифов, а единственным и бесправным инвестором будет население. По существующим расчетам, сейчас, чтобы новая система оказалась жизнеспособной и соответствовала всем предъявляемым требованиям, тарифы необходимо повышать как минимум вдвое (!). К тому же, для эффективного контроля над коммунальными монополистами, а без них не обойтись, антимонопольное законодательство должно быть соответствующим образом пересмотрено.
На мой взгляд, тезис о том, что весь этот коммунальный цейтнот должен разрешиться без участия государства и органов местного самоуправления, порочен. Старая система умирает, но новая не может прийти на ее развалины, ей необходима база, точка опоры. Именно ее должны создать государственная и муниципальная власть. Государство и органы местного самоуправления должны выступить долгожданными инвесторами, вернув тем самым гражданам долги, накопленные за последние 15 лет полного финансового безразличия с их стороны к жилищно-коммунальному направлению. Это решение должно быть принято в максимально короткие сроки. Нельзя ждать очередных указаний Москвы, ссылаться на собственную бедность и убогость. Да федеральный бюджет пухнет от нефтедолларов, пока ЖКХ по всей стране планомерно движется к пропасти. Однако, ничего не делая, ожидать пока распечатают кубышку – выйдет дороже. Рубль, не вложенный в ремонт и реконструкцию этой отрасли сегодня – завтра потребует 3 рубля аварийных работ. Области и городу нужна своя эффективная, сбалансированная программа.
Существует и иная модель, более дешевая, прозрачная, эффективная и самое главное, контролируемая – основные коммунальные предприятия должны остаться, а в нашем случае еще и вернуться, в руки государства и муниципалитетов. Только в этом случае власть сможет эффективно отвечать на потребности населения. На сегодня он выглядит утопичным, чиновника, опять же, на «передовой» оставляет, но поживем – увидим…