Лес да лес кругом…
Лесов в Ульяновской области много. Не так, конечно, много, как в Пермском крае или в таежной Сибири, но в Приволжском федеральном округе наши показатели считаются очень даже неплохими.
«Зеленый океан» является, без всякого преувеличения, одним из основных природных богатств нашего региона. В облбюджете 2006 года доходы от платежей за пользование лесным фондом были запланированы в объеме 37,5 млн. рублей – более половины всей суммы, которую области вообще следовало получить от платежей за использование природных ресурсов. Эти показатели были перевыполнены, и значительно. По данным Агентства лесного хозяйства (АЛХ) Ульяновской области, в региональный бюджет уже поступило 34,1 млн. рублей платежей за пользование лесным фондом (данные на 18 июля).
Стара как мир истина – вырубается и горит лес быстро, а растет долго. Поэтому в прежние годы областной бюджет значительную часть получаемых от платежей за пользование лесным фондом доходов отдавал на работы по лесовосстановлению. Соглашением федерального АЛХ с администрацией Ульяновской области от 15 апреля 2005 г. предусматривалось продолжить эту традицию. Так, область брала на себя обязательство выделять лесхозам финансовые средства на борьбу с пожарами в размере 30% сверхплановых поступлений в бюджет от платежей за пользование лесным фондом. Но соглашение не выполняется.
На заседании аграрного комитета ЗСО 4 августа руководитель АЛХ Вячеслав Кублик сообщил, что от 12 млн. сверхплановых рублей, полученных региональной казной в счет платежей за пользование лесным фондом, на борьбу с пожарами отдано… 700 тысяч. Так что гори «зеленый океан» синим пламенем.
Не исполняется, как выяснилось, и другое соглашение региональных властей с ФАЛХ – о передаче части полномочий, осуществляемых областным правительством в отношении лесных угодий, принадлежащих раньше сельхозпредприятиям, Агентству лесного хозяйства.
Суть дела тут вот в чем. В советские времена леса наши делились на две группы – государственные и колхозно-совхозные. С первой группой ничего после 1991 года не случилось, так что их как курировала, так и курирует АЛХ – структура, имеющая достаточно людей и техники, чтобы ущерб, наносимый государственным лесам пожарами и браконьерами, не превышал допустимой нормы.
Колхозно-совхозные леса площадью свыше 100 тысяч гектаров после ухода в небытие большинства своих хозяев отошли, в конце концов, в ведение области. Но у области, естественно, никаких специальных «лесных» структур нет. Поэтому и было решено уступить их профессиональным лесоводам – АЛХ.
Соответствующее соглашение было подписано 13 сентября 2005 года. Но реализовать его никак не удается. По двум причинам. Во-первых, не выполнена юридическая процедура передачи. Во-вторых, область, передавая леса, не спешит дать денег на то, чтобы Агентство смогло выполнять свои функции в отношении новообретенной собственности. Ведь объемы финансирования АЛХ рассчитаны пока только на прежние его владения.
Покуда суть да дело, с этих 100 тысяч га украдено с начала года, по неофициальным данным, два с половиной миллиона кубометров древесины. К слову, средняя цена кубометра древесины колеблется от 300 до 800 рублей. Ну а, кроме того, пребывающие в правовом «безвоздушном пространстве» леса представляют собой серьезнейшую опасность возникновения грандиозных лесных пожаров и эпизоотии.
Так что же будет дальше с ульяновскими лесами?
Депутаты ЗС обратились к губернатору с просьбой обеспечить выполнение двух вышеупомянутых соглашений. Ждут ответа.