Впечатления, сложившиеся у корреспондента.
СОВХОЗ «ИМЕНИ ГАЯ».
Да разве только свиней, к тому моменту, когда Анатолия Миронова назначили директором совхоза, здесь, в селе Тушна, было самое богатое хозяйство во всем Сенгилеевском районе. Одних коров было три стада, по сто с лишним голов в каждом. Имелась также и целая отара овец. На окраине села стояла пчелиная пасека. Ну а почти в самом центре села стояли парники которых выращивали рассаду помидоры. Выше парников, по ручью, была сооружена запруда. Сила падающей воды давала энергию, при помощи которой работала стоявшая тут же пилорама. То, к чему сейчас приходят в Европе и Америке -использование альтернативных источников энергии, таких, как ветер, приливы, водяной напор ручьев, было реализовано в Тушне еще в семидесятые годы. Может быть, благодаря таким новшествам, в хозяйстве в «застойные годы» стали строить для молодых специалистов двухуровневые кирпичные дома, в которых были все удобства, за исключением горячей воды.
«ДЖУНГЛИ» НА МЕСТЕ УГОДИЙ
Новая реальность Тушны – это большие дома у господина Миронова и главного бухгалтера хозяйства Надежды Макеевой. Теперешняя Тушна – это болото на месте парников. Это место так поросло бурьяном с человеческий рост и деревцами, что местный житель точно не смог показать, где здесь стояла пилорама, где плотина. Махнув рукой, тушнинец только и сказал: «Там на болоте такие джунгли, что теперь никто не разберется». Впрочем, теперь не только в этом здесь не разобраться. Нельзя понять, где была и, самое главное, куда сплыла совхозная пасека. Не разобраться и в том, куда делись денежки от продажи по крайне мере 20 тысяч голов забитого скота. Если, конечно же, живущая сейчас по-барски на улице Ленина госпожа Макеева не даст соответствующих признательных показаний…
«ОРЛЫ МИРОНОВА»
Если бы не остатки фундамента, нельзя было бы догадаться, куда подевались около десятка животноводческих ферм прежнего совхоза-миллионера. «Орлы Миронова», по словам местных жителей, вывезли с ферм буквально все. Стекла, шифер, кирпич вывезены в неизвестном местных жителей направлении. Один из ульяновских предпринимателей, пожелавший остаться неизвестным, рассказал нашему корреспонденту о том, как он покупал силикатный кирпич и бетонные блоки с тушнинских ферм. Оказывается, делалось это очень просто. На каждой из закрытых ферм дежурил «орел», дежурил, но отнюдь не для того, чтобы охранять вверенный объект, а для приема заказов у клиентов, которые прямо среди бела дня подъезжали к дежурившему на ферме. Записав на бумажку объемы заказа, и, самое главное, договорившись о цене, приемщик советовал клиенту подъехать со свом грузовиком «вечерком». А сам тут же вызывал игаду «орлов», члены которой до вечера «ударными темпами» выламывали из стен корпусов кирпич, снимали с крыш шифер, и аккуратно штабелями складывали рядом. После такого хозяйствования в СПК осталась лишь одна ферма на въезде в Тушну. Сейчас верные последователи дела Миронова разбирают и ее. Видимо, за успехи на поприще растаскивания вверенного хозяйства три года назад прежний губернатор Шаманов и поспособствовал выдвижению Анатолия Миронова на пост главы Сенгилеевского района. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что господин Миронов не только ломает, но и строит… Помимо уже упомянутого дома в Тушне, надо думать, не без его помощи, дочь Юлия Миронова теперь владеет квартирой в Ульяновске. Как известно из неофициальных источников в ближайшем окружении главы района, сыну Миронова также собираются приобрести квартиру.
«СВЯТОЙ ИСТОЧНИК»
А впрочем, процветает в селе еще и «тетя Зоя», которая, судя по разговорам, лечит и от грыжи, и от пьянства, и вообще от всего на свете. Правда пользует гражданка Фрельнина, как правило, приезжих, да это и понятно, ведь нашему корреспонденту, несмотря на все старания, так и не удалось обнаружить ее исцеленных пациентов. А вот с людьми, которым очень помог расположенный на южной окраине Тушны «Святой источник», писавшему эти строки приходилось встречаться неоднократно. По уверениям хорошо знакомых людей, которые во всех других случаях не только не были склонны верить суевериям, но, наоборот, снисходительно посмеиваются над подобными разговорами, «Святой источник» пусть и не от всех болезней, но все-таки действительно помогает людям. Полезная сама по себе, вода источника приобретает особенно целебную силу в день десятой пятницы после Пасхи. Каждый год в этот день у источника стоят множество автомашин. Наш корреспондент, конечно же, не осматривал все автомобили, однако и при беглом взгляде он заметил номера из Ульяновска, Самары, Пензы. Обычай, порядок омовения, выработался здесь испокон веков: стоя по колено в «святой воде», человек поднимает над собой сосуд с целебной влагой, и окачивает себя с головы до ног. Примечательно, что, несмотря на порой стоящую здесь холодную погоду, ни один из омываемых еще не простудился. Да что там не простудился, стоя промокшими на открытом воздухе, никто даже не чихнул. В отличие от «тети Зои», воду из «святого источника» местные жители почитают. Ей и лечатся, и используют в кулинарных целях. Даже законсервированные в рассоле из этой воды огурцы заметно отличаются от обычных, когда их весной достают из погреба. Засоленные на обыкновенной воде огурцы сморщены, как лицо у старухи. А вот извлеченные из рассола на «святой воде» свеженькие, как будто их только вчера «закрутили». Да это и понятно, ведь растения врать и выдумывать, в отличие от людей, не умеют. Если их окропить плохой влагой, они зачахнут, а если доброй – похорошеют и посвежеют.
Может, благодаря благодатным природным условиям в этих местах охотно селятся дачники. В летнюю пору их в Тушне больше, чем местных жителей. Благодаря же здешнему начальству, тушнинцев становится все меньше.