У них самая сложная и тяжелая работа. И самая мужская. С этой работы можно не вернуться живым. На этой работе убийство человека – такое же привычное дело, как для каменщика класть кирпич. Они – элитное спецподразделение «Вымпел». Завтра у них юбилей – 25 лет, прошедших в постоянной боевой готовности.

О специфике подготовки и некоторых легендарных операциях «Вымпела» «Молодежной газете» рассказал ветеран группы Константин Акатьев.

ТЫ ПОМНИШЬ, КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ?..

А начиналось все с Афгана. Крестным отцом «Вымпела» по праву считают тогдашнего начальника нелегальной разведки КГБ генерала Дроздова. Именно он предложил Андропову создать разведывательно-диверсионное подразделение для выполнения спецопераций за рубежом.

Официальное рождение «Вымпела» произошло 19 августа 1981 года – на закрытом заседании Политбюро и Совмина. Набирали сюда только кадровых чекистов. Помимо физических данных, от кандидатов требовалось и знание оперативной работы. Но это еще что! Каждый боец группы владел иностранными языками, некоторые – двумя, а то и тремя (а один уникум -вообще… семью!). В задачи «Вымпела» входило следующее: уничтожение особо важных объектов, оборона советских посольств по всему миру и даже ведение партизанской войны.

– В 1981 году в Афганистане наша группа захватила в плен французского военного советника, находившегося в одной из банд известного тогда душманского лидера Гульбеддина. – вспоминает Константин Владимирович. – Потом мы узнали, что об этой операции было написано в «Комсомольской правде». Только понять из этой статьи, кто же осуществил захват иностранного советника, было нельзя, так как до 1984 года никто не знал, что на территории Афганистана работают сотрудники КГБ. Наша униформа, в которой мы выходили на боевые операции, была без каких-либо знаков отличия.

ЧЕЧНЯ

Естественно, Афганом деятельность «Вымпела» не ограничивалась. Работали они повсюду, даже в Мозамбике. Однако подлинную славу группа «Вымпел» снискала в Чечне. Достаточно вспомнить операцию в Беслане или ликвидацию легендарного бандита Хаттаба, которого устранили при помощи… письма, пропитанного сильнейшим ядом. Вот лишь несколько историй, поведанных нам Константином Акатьевым…

***

За Салманом Радуевым охотились давно. До ареста он дважды был на волосок от гибели, но всякий раз чудом выживал. Сначала в Первомайском. Потом была еще одна, неизвестная операция, когда ему заминировали машину. А в марте 2000-го одну из групп «Вымпела» подняли по тревоге. Командировка планировалась на четыре дня, но вернулись только через девять. Погода была поганая – дождь со снегом. Земля напоминала пластилин. Группа уже знала, где находится Радуев – в селении Новогрозненский. Чувствовал он там себя очень уверенно. Ездил на кортеже из шести машин. О появлении группы в Чечне никто не знал. Для всех они были омоновцами, несущими службу на блокпосту. Правда, милицейские погоны их чуть было не подвели. Местное население очень удивлялось – что это за милиция, которая не берет взяток?

В Новогрозненский стартанули рано утром. Дом, где находился «объект», был известен заранее. Знали, что в кишлаке человек 60 охраны, непосредственно возле дома Радуева – человек 15. Вся работа заняла ровно четыре минуты – специально засекали по часам. В дом вошли шестеро – сводная группа центра спецназначения. Радуев даже ботинки не успел надеть. Так его, тепленьким, прямо из кроватки и взяли.

Когда вошли, в доме напротив открылась форточка. Какой-то боевик решил с утра подышать свежим воздухом. Ему показали ствол – он так и замер у форточки, не шевелясь.

***

О ликвидации Бараева в печати уже было немало рассказано. Но далеко не все. По полученной информации, Бараев находился в станице Ермолаевской, на берегу Сунжи. В этом месте стояли три дома. Группы разделились: обыскивать один дом пошла разведка внутренних войск, другой – спецподразделение «Русь», а «Вымпелу» достался дом посередине. Пока выставляли оцепление, буквально за 10 минут, Бараев успел поменять местонахождение. Переполз из дома в дом. Водитель машины, стоявший в оцеплении, слышал, как внутри двигали шкафы. Командир зашел в дом, приказал солдату отодвинуть эти шкафы. Там-то и прятался Бараев. Солдат был убит на месте. Бараев с двумя сподвижниками начал забрасывать двор гранатами. «Русь» в ответ открыла шквальный огонь. Так продолжалось минут пять. Наконец, ребятам из «Вымпела» все это дело надоело. И они сделали всего три выстрела из гранатомета. Специальными 152-миллиметровыми снарядами. После этого БТР выбил ворота, и восемь «вымпеловцев» ворвались внутрь. Никакого сопротивления не было. Разгребли обломки, нашли два трупа, но самого Бараева нигде не было. По кровавым следам определили, что он залез в ванную, а потом переполз в соседний дом. Его подобрали соседи, обмыли, однако сделать для спасения его жизни уже ничего было нельзя.

ЧУЖИЕ ПРЯЧУТСЯ, СВОИ – ПРЕДАЮТ

– В чем сложность ликвидации? – задумался над нашим вопросом Константин Акатьев. – Не в том, чтобы найти «цель» – с этим-то как раз проблем нет. Сложность – в самой ликвидации, в нанесении точечного удара. Ведь если поднимать войска, вести на то или другое селение, это передвижение не может остаться незамеченным. Бандиты сразу же уйдут недостатка в информации у них нет. Кстати, об информации… Горько сознавать, но в Чечне было полным-полно предательства. Например, когда в 2000-м «вымпеловцы» под видом милиции стояли на блокпосту – это уже после атаки на Ермолаевскую и уничтожения шестерых «гвардейцев» Бараева – к ним пришли боевики: «Больше, – говорят, – мы платить вам не будем. Почему не предупредили о налете?». Они «вымпеловцев» приняли за милиционеров, которые, как выяснилось, работали «на два фронта». ***

Задачи по ликвидации и поимке лидеров бандформирований перед ФСБ ставит президент. Понимаете, насколько эти задачи важны. И «вымпеловцы» их выполняют. Однако не всё так просто. А причин, как минимум, две…

– Во-первых, очень трудно вести оперативную работу в мусульманской среде, – продолжает наш собеседник. – Те же Соединенные Штаты, несмотря на финансовые возможности, как ни старались, так и не поймали лидеров Аль-Каиды. Когда шла операция «Буря в пустыне», перед их «Дельтой» была поставлена только одна задача – Саддам. И что? И ничего! Саддам попался совершенно случайно… Мусульмане – и чеченцы в том числе -прирожденные конспираторы. И хитрецы большие. Вот один пример… Когда прошла информация, что Дудаева нейтрализовали с помощью космической связи, главари начали брать ослов, вешать им на шеи мощные ретрансляторы и оставлять в селах. Сами уходили в горы. Если вдруг осла, и село вместе с ним, накроет ракетой – как Дудаева – сразу подымется хай: мол, федералы воюют с мирным населением! Вторая проблема заключается в том, что иногда можно провести операцию, но жалко ребят. У главарей очень серьезная охрана – фанатики. Эти идут на смерть легко, как в туалет. Только за последнюю чеченскую кампанию ФСБ потеряла 29 человек. Из них двое «вымпеловцев».

НАС ВСЕХ УЧИЛИ. И ПОМНОГУ

Программа оперативно-боевого обучения бойцов «Вымпела» – совершенно уникальна. Всего сотрудникам преподают 18 дисциплин. Например: как изготавливать и снимать взрывные устройства, как водить БТР и самолет, как проникать на закрытые объекты. Азы знают все. А дальше каждый определяется сам – к чему больше лежит душа. И уж своим выбранным направлением овладевает досконально.

В составе «Вымпела» есть отделения боевых пловцов. Альпинистов. Парашютистов. Первые могут находиться на плаву целые сутки (над и под водой), вторые – покорить самые неприступные вершины, третьи – приземлиться на любой объект(причем, они в состоянии вести стрельбу даже в воздухе!). Ежегодно эти ребята совершают по триста (!) прыжков.

Ну и, конечно же, есть в «Вымпеле» снайперы. Общепризнанно, что равных «вымпеловцам» в этом виде боевого искусства -нет. В отличие, от большинства коллег, они владеют одновременно всеми видами стрелкового оружия – как отечественного, так и иностранного. А еще они могут филигранно метать ножи и топоры.

СТАРЫЙ «ВЫМПЕЛ», НОВЫЙ «ВЫМПЕЛ»

– После 1991 года «Вымпел» серьезно изменился, – говорит Константин Акатьев. – Если раньше группа была предназначена для проведения спецопераций, то теперь переориентирована на борьбу с терроризмом. В первую очередь, это обеспечение безопасности ядерного комплекса, объектов повышенной экологической и радиационной опасности. Ельцин постарался в свое время – разрушил все, что только можно. Хотя и теперешние бойцы способны на очень и очень многое. Ведь отличие «Вымпела» от других подразделений в том, что группа нацелена на решение задач долговременных. Не просто, например, приехать и локализовать террориста. А подготовить и провести целую операцию: обнаружить этого террориста, вывести его в нужное место. Слава богу, Путин уже дал указание – вернуть «Вымпел» к его прежнему, советскому состоянию.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

На вопрос о том, что бы ему хотелось пожелать бывшим и настоящим братьям по «Вымпелу», Константин Акатьев ответил так:

– Прежде всего, бережно хранить память о тех, кого сегодня нет среди нас, кто погиб на боевом посту, до конца выполнив свой долг перед Родиной. В этот юбилейный день желаю всем ветеранам и действующим сотрудникам, их семьям крепкого здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов. Пусть спецназовцам сопутствует удача в их нелегкой службе, а результаты их труда приносят людям спокойствие и безопасность.