Новое министерство представляет бизнес во власти и власть в бизнесе

Из «личного дела» министра

Тихонов Игорь Викторович родился 22 февраля 1967 года в Димитровграде. В 1988 году окончил Ульяновский государственный педагогический институт. Имеет квалификацию «социолог». С 1993 года работал в Управлении образования Димитровграда. В 1995 году был назначен директором Димитровградской средней школы №1. В марте 2001 года занял должность начальника управления образования Димитровграда. С 2005 года работает в составе областного правительства, где зарекомендовал себя как отличный специалист в области социальной сферы.

Министерство развития предпринимательства существует в Ульяновской области всего около двух месяцев. Но уже пройден серьезный этап формирования не только собственной структуры, но и межведомственных связей. Зачем опекать предпринимателей? Как живется бизнесмену на селе? Кто ходит по «дороге жизни»? Обо всем этом рассказывает министр развития предпринимательства Ульяновской области Игорь Тихонов.

– Игорь Викторович, как вы оцениваете динамику развития предпринимательства в регионе?

– Развитие предпринимательства определяется несколькими показателями. В первую очередь это, конечно, количество субъектов предпринимательской деятельности. Сразу хочу отметить, что полку предпринимателей за последние годы значительно прибыло, причем прирост идет в геометрической прогрессии. Несмотря на то, что по этому показателю мы пока еще отстаем от среднероссийских показателей, тем не менее регион демонстрирует достаточно хорошую динамику. Растет доля мелких и средних предпринимателей в производстве внутреннего валового продукта. На сегодняшний день она составляет по региону около 20 процентов.

В то же время не хочу утверждать, что ситуация нас полностью удовлетворяет. Спектр приложения усилий предпринимателей до сих пор довольно узок. В основном они сосредоточены в сфере торговли и услуг. Малые предприятия, работающие в сфере производства, пока проигрывают в конкурентной борьбе крупному бизнесу, обладающему и значительными оборотными средствами. Рядовой предприниматель зачастую не имеет возможности модернизировать свое производство, повышать его эффективность, улучшать качество продукции. Малое предприятие, как правило, может быть конкурентоспособным только за счет минимизации затрат, льготной системы налогообложения, но и этих мер недостаточно для проведения модернизации – с тем, чтобы выйти на российский и международный рынок.

– Очевидно, в этой ситуации необходимо участие государства. В чем оно может выражаться?

– И на уровне федерального правительства, и в регионах уже приняты решения по поддержке предпринимателей, занимающихся, в первую очередь, производством и инновационной деятельностью. На федеральном уровне, например, эта поддержка будет заключаться в финансировании части затрат предприятий, производящих продукцию на экспорт. Разработана целевая федеральная программа. Ульяновская область выиграла конкурс на участие в ней, и в текущем году на эти цели будет затрачено 1,6 миллиона рублей. Отбор субъектов проводится специальной комиссией при областном правительстве, созданной постановлением губернатора. Уже подано семь заявок на общую сумму 900 тысяч рублей (первое заседание комиссии назначено на сегодня. – прим. «УП»).

Что же касается поддержки ульяновских предпринимателей в целом, то нужно отметить, что проблемы у нас такие же, как во многих других регионах. И только участием в федеральных программах серьезно ситуацию не поправишь. Поэтому основные усилия направим на создание благоприятных стартовых условий для начинающих предпринимателей. Большую помощь окажут так называемые бизнес-инкубаторы. Принято решение о финансировании строительства такого объекта, определено здание под реконструкцию для этих целей. В инкубаторе будут предоставляться офисные, выставочные площади, оснащенные всеми необходимыми коммуникациями, консалтинговые, юридические услуги. Всем этим можно будет пользоваться на льготных условиях, а в ряде случаев и безвозмездно. Специальная комиссия будет определять сроки пребывания в инкубаторе. Время ограничено тремя годами. Этого, по прикидкам, должно быть вполне достаточно, чтобы либо достичь высокого уровня рентабельности и «выпорхнуть» из инкубатора в рыночную среду, либо убедиться, что бизнес не сложился. Предпочтение конкурсная комиссия будет отдавать инновационным проектам.

Еще один блок усилий областного правительства направлен на облегчение доступа предпринимателям к кредитным ресурсам. Разрабатываются механизмы компенсации процентных ставок, субсидирования особо значимых инновационных проектов и тому подобное. Вплотную к решению этих задач мы планируем приступить в следующем году.

Пока же одна из первоочередных задач, стоящих перед нами, – это создание пакета нормативных документов, связанных с поддержкой и развитием предпринимательства, обеспечением доступа к финансовым, имущественным, земельным льготам. Мы должны принять законодательство о создании инфра структуры поддержки малого бизнеса.

Конечно же, нельзя забывать, пожалуй, о такой злободневной проблеме, как административные барьеры. На первом этапе нам важно дать оценку этой проблеме. К сожалению, пока не хватает фактического материала, есть только общее недовольство со стороны предпринимателей на необоснованные чиновничьи препоны. Сразу после нашего разговора (17 августа -прим. «УП») я приму участие в работе первого заседания созданного постановлением губернатора межведомственного совета по устранению административных барьеров.

– Но как именно можно бороться с теми, кто, например, подвергает предпринимателя частым и нередко предвзятым проверкам?

– Постановлениями правительства предусмотрены, например, такие меры, как снабжение всех предпринимателей специальными талонами для проверяющих, в которых фиксируется количество, обоснованность и назначение проверок. Получила конкретные факты о превышении полномочий или отсутствии единой системы требований между различными контролирующими ведомствами, мы сможем провести комплексные проверки. Они должны стать максимально прозрачными, заранее спланированными. Такой подход должен избавить предпринимателя от постоянной необходимости общаться с проверяющими из различных инстанций, число которых превышает десяток. Важно понять: цель проверок – не поймать предпринимателя на нарушениях, а предупредить их.

Нам необходимо отходить от «плановой» системы привлечения к административной ответственности.

– На мой взгляд, дело значительно осложняется и из-за разобщенности мелких предпринимателей и связанного с этим информационного вакуума…

– Даже по признанию московских коллег, с которыми мы недавно встречались, эта проблема – самая актуальная на сегодняшний день. К сожалению, ульяновские мелкие и средние предприниматели не могут похвастаться серьезным уровнем информационной обеспеченности, да и высоким профессионализмом тоже. Занятые в основном в сфере торговли, они не в состоянии отслеживать потоки правовой информации, следить за развитием отрасли, перенимать опыт у своих коллег из других регионов. Информационное поле необходимо систематизировать и сделать доступным для предпринимателей. И организация обучения, и объединение информационных ресурсов -тоже на плечах областного правительства.

Еще одним направлением является расширение инфраструктуры общественных организаций, которые отражают интересы того или иного вида предпринимательской деятельности. Сегодня уже не актуально говорить о предпринимательстве вообще. Нужно учитывать специфику каждого конкретного вида деятельности, так называемых гильдий. Мы сейчас подталкиваем предпринимателей к созданию таких форм объединения. Например, в минувшую субботу на форуме ремесленников было принято решение о создании ремесленной палаты. Созданы отделения общероссийских организаций: «Деловая Россия», «Опора России», Торгово-промышленная палата. Необходимо и дальше расширять это поле. Иными словами, общественная деятельность предпринимателей должна идти нога в ногу с административной работой государства. Для того, чтобы координировать эту деятельность, при губернаторе области создан консультативный совет, в состав которого автоматически включаются руководители всех общественных организаций предпринимателей.

– 2007 год в нашей области объявлен Годом поддержки и развития предпринимательства. Что следует ждать от этой акции?

– Мы уже сформировали проект плана мероприятий на будущий год. Основной его смысл – систематизация всей нашей работы, направление усилий в одно русло. Предприниматели смогут получить поддержку в представлении своей продукции за пределами нашей области, финансовую, моральную, в конце концов. И это не просто амбициозная задача, это и насущная необходимость: мы не можем позволить себе плестись в хвосте экономически развитых регионов.

Также предстоит создать вертикаль поддержки малого бизнеса в муниципальных образованиях. Главы муниципальных образований, к сожалению, нередко относятся к бизнесменам как к дойным коровам. А ведь развитие малого бизнеса – залог экономического благополучия района, так как именно он является основным налогоплательщиком. Непродуманность действий в этой сфере неизбежно ведет к серьезным экономическим просчетам. Как это случилось в ряде случаев при поднятии ставок земельного налога в десятки раз.

Одной из программ поддержки бизнеса на селе, принятых на уровне областного правительства, является программа развития придорожного сервиса. Не секрет, что уже сейчас в ряде районов области (например, в Сурском) значительная доля бизнеса построена именно вдоль автодорог – их нередко называют «дорогами жизни». Мы хотим процесс упорядочить. На территории области сформировано 75 инвестиционных площадок под строительство кафе, гостиниц, автосервисов. Информация о них содержится на открытых информационных ресурсах.

Все эти шаги в сумме подчинены одной цели: добиться увеличения субъектов предпринимательства, причем максимально улучшив их условия ведения коммерческой деятельности. Это наполнено важным социальным смыслом: увеличение уровня жизни экономически активного населения снижает социальную напряженность, уменьшает число граждан, находящихся на содержании бюджета. Ведь предприниматель, как правило, «ведет» за собой от 3 до 20 наемных работников. К тому же с развитием мелкого и среднего бизнеса мы строим экономику гибкую, быстро приспосабливающуюся к изменчивым внешним условиям – качество, которым не обладают промышленные гиганты.

Живой пример: в Ульяновске открылся торговый центр транснациональной корпорации «Метро». И мелкие предприниматели, выступившие поставщиками продукции, быстрее, чем крупные, предприятия смогли подтянуть качество своего товара до общемирового уровня…

Конечно, мы еще далеки от того, чтобы как во всех развитых странах силами малого и среднего предпринимательства производилось 60-70 процентов ВВП. Но постепенно мы учимся представлять интересы бизнеса во власти и интересы государства в предпринимательской среде. И путем терпеливой работы, в том числе с участием нашего министерства, я думаю, мы сможем сполна раскрыть потенциал «малого и среднего бизнеса».