Бум-турум-турум-пум-пум! Фанфары! трубы! Барабаны! В Ульяновске – гип-гип, ура! -открылся торговый центр компании «МЕТРО Кэш энд Керри»! 300 новых рабочих мест! 25 тысяч наименований товаров! Купить можно все! И недорого! «Кэш энд Керри» -член холдинга «МЕТRО Group», являющегося пятой по величине торговой компанией в мире! В общем, слава, виват, банзай!
Я тоже поначалу визжал от радости, А потом задумался.
Еще кот Матроскин мудро изрек: чтобы продать что-нибудь ненужное, надо сперва купить что-нибудь ненужное, А вот чтобы купить любую вещь – хоть нужную, хоть ненужную – надо где-то денег заработать.
В Ульяновске десятки тысяч людей (точной цифры не знает никто) зарабатывают на жизнь мелким бизнесом: купи-продай. Мы привыкли их ругать – до Три шкуры, дескать, дерут с покупателя, спекулянты, – но надо вникнуть и в их положение, Их давят все -от рэкета до налоговиков, А они не висят на шее у государства, они зарабатывают деньги, с которых платят налоги в местный бюджет. Ни они, ни их деньги из Ульяновска не уходят.
Теоретически «МЕТРО» для этих людей не конкурент, так как юридически «МЕТРО» -не магазин, Все товары там продаются с вручением счета-фактуры, поскольку предполагается, что приобретается товар с целью дальнейшей перепродажи, а не для личного потребления. Тем не менее, очевидно, что покупать с целью личного потребления здесь все равно будут. Поэтому какая-то часть мелких предпринимателей от прихода «МЕТРО», несомненно, пострадает.
Для кого «МЕТРО» будет разорительным конкурентом и теоретически, и практически -это для торговцев-оптовиков, у которых сейчас приобретают товар мелкие розничные торговцы, И «МЕТРО» – не равноценная замена оптовых баз. Хотя бы потому, что здесь не дают товар в долг, а мелкий бизнес очень и очень часто ведется как раз «на доверии» – ты дай товар, я продам и расплачусь.
Кроме того, «с приходом «МЕТРО» конкуренция со стороны импортных товаров становится такая жесткая, что не оставляет надежды местным производителям иметь свою нишу и развиваться, Это не я придумал, Это еще в декабре 2004 года писала «Торговая газета» – всероссийское бизнес-издание. Писала о ростовском торговом центре «МЕТРО».
Итак, местным производителям, торговцам-оптовикам и какой-то части мелких розничных торговцев приход «МЕТРО» – прямой ущерб. А какие регион получит выгоды?
«МЕТRО Group», куда входит «Кэш энд Керри» – фирма немецкая. Налоги платит в родном фатерлянде. «Кэш энд Керри» -филиал – зарегистрирован в Москве, и основные налоги идут с него в московский бюджет. Что останется Ульяновску? Очень мало. Из тех восьми миллионов рублей, которые «МЕТРО» собрал с ульяновцев за первые дни работы, в регион вернутся копейки. Денежки нищих ульяновцев поедут обогащать и без того лопающуюся от жира Москву и великую Германию.
Говорят, будто «МЕТРО» инвестировало в область сумасшедшие деньги. Не верьте слухам. Строительство торгового центра велось, по доброй немецкой традиции, силами рабочих-гастарбайтеров (таджикской национальности), Почти все стройматериалы закупались в соседних регионах – в основном в Самаре,
Стоит отметить, что во многих городах, куда «МЕТРО» пустили раньше нас, сейчас пытаются их исподтишка выжить, В Нижнем Новгороде Роспотребнадзор в ходе проверки забраковал их товары, Ростовское УФАС (управление федеральной антимонопольной службы) оштрафовало «МЕТРО» за ненадлежащую рекламу. Аналогичным образом поступили башкиры.
Но в Ульяновске пока ликование. И «МЕТРО» стало одной из любимейших торговых точек мэра Ермакова. Правда, злые языки утверждают, будто Сергей Николаевич рассматривает там не столько товары, сколько голые коленки продавщиц…
Тем временем, на подходе к Ульяновску еще один торговый монстр – торговая сеть «Техносила» открывает на улице К. Маркса гипермаркет электроники и бытовой техники -75-й по России. Еще один насос по откачке ульяновских денег готов подключиться к нищему, измученному бестолковыми властями городу. Дас ист фантастиш, как говорят немцы.