Сегодня завершает работу региональный образовательный форум, который стартовал в Ульяновске 20 августа.

Традиционная августовская «летучка» педагогов, несмотря на всю серьезность решаемых проблем, мало похожа на официальное мероприятие. На ней всегда царит особая, торжественно-праздничная атмосфера. В нынешнем году ощущение праздника усилилось под воздействием национального проекта «Образование». 29 учреждений области стали обладателями президентского гранта в размере одного миллиона рублей; 94 педагога удостоены денежного вознаграждения в размере 100 тысяч рублей; 30 талантливых воспитанников школ и других учебных заведений получили государственную поддержку в форме солидного материального поощрения. Все это свидетельствует о том, что сегодня образование приобретает стратегическую важность и становится приоритетом номер один в государственной политике. Но проблем в отрасли по-прежнему хватает. И в основном именно о них и шел разговор на форуме.

Большой педсовет – это тематические семинары, совещания, «круглые столы». Тема итоговой конференции – «Влияние приоритетного национального проекта на процесс модернизации региональной и муниципальных образовательных систем». В ее обсуждении наряду с педагогами приняли участие представители общественных гражданских институтов, бизнеса, прибыл руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин. Учителей приветствовали заместитель полномочного представителя президента РФ в ПФО Георгий Матюшкин, губернатор Сергей Морозов, мэр Ульяновска Сергей Ермаков, министр образования и социального развития региона Тамара Девяткина, представители ЗСО.

– Нам многое предстоит изменить в работе образовательных учреждений, – подчеркнул в своем выступлении губернатор, – в частности, создать мощную материально-техническую базу, отвечающую самым современным требованиям. Но я уверен, что ни один компьютер с его безграничными возможностями никогда не сможет заменить ученикам учителя, наставника. Со многими из вас мы достаточно часто встречались в течение года как на официальных совещаниях, так и в неформальной обстановке.

И дело не только в том, что мне нравится общаться с неравнодушными людьми. Образование играет ключевую роль в обеспечении стабильности в обществе, создает предпосылки к устойчивому развитию региона. Для решения поставленных перед образованием задач объемы его финансирования в 2006 году доведены до одного миллиарда рублей, чего в истории Ульяновской области никогда не было.

Рецепт для отдела кадров

Далее глава региона напомнил о важности обеспечения образовательных учреждений высококвалифицированными специалистами. Если в городе эта проблема более или менее решена, то сельские школы испытывают настоящий кадровый голод. В регионе принимаются меры по поддержке молодых, подающих надежды учителей.

Но для закрепления кадров, особенно в сельской школе, этого недостаточно. Существующая малоэффективна. Ни сам выпускник, ни муниципалитет, дающий направление на учебу, ни вуз не несут никакой ответственности за то, вернется специалист в свой район или нет. Региональная власть не располагает полномочиями повлиять на ситуацию. С.Морозов обратился к руководителю Федерального агентства по образованию с предложением рассмотреть возможность изменения принципов финансирования целевого набора: средства на него выделять не учебному заведению, а региону в виде субвенций на его софинансирование. В этом случае договоры, заключенные с абитуриентами, будут действовать более эффективно. Выпускники вузов вынуждены будут отрабатывать вложенные в их образование средства в своем районе. При определенной моральной и материальной поддержке вполне вероятно, что за это время они успеют прикипеть душой к своим коллективам, школе, родным местам. Будет кому воспитывать на селе подрастающее поколение.

Управление – начало начал

Надо отметить, что Ульяновская область является генератором многих прогрессивных идей, в том числе и в сфере образования. Нынешний год ознаменовался созданием новой региональной системы управления. В структуре правительства впервые появилось министерство образования и социального развития, главное управление образования, реорганизовано в департамент. Из его состава выведен и стал самостоятельным структурным подразделением отдел лицензирования и контроля качества образования. На муниципальных уровнях управление образованием приведено в соотвётствие с требованиями ФЗ № 131. «Однако жизнь показывает, – заметила на конференции министр Тамара Девяткина, – что чисто техническое реформирование еще не есть системное управление, без чего невозможна эффективная деятельность отрасли». Реализация национального проекта повлекла за собой появление новых функций и направлений в работе. При формировании же муниципальных органов власти сократили количество работников образования в некоторых районах до 2-3 единиц, ликвидировав при этом и методические службы. В таком составе чисто физически невозможно обеспечить высокое качество управления на местах.

Есть решение реорганизовать отдел лицензирования и контроля качества образования в центр с включением в него структуры, обеспечивающей независимый мониторинг знаний учащихся, и итоговой аттестации выпускников в условиях перехода с 2009 года на формы ЕГЭ (единый государственный экзамен).

Преобразования коснутся и института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

– Реформирование задумано не ради раздувания чиновничьего аппарата, – пояснила Т.Девяткина, – а в целях создания управляемой системы, ориентированной на обеспечение высоких итоговых результатов в отрасли.

Школа начинается… с детского сада

Эту истину напомнил коллегам руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин. Как известно, успешность школьников во многом зависит от стартовых возможностей, а они должны быть одинаковыми для всех. Между тем по статистике дошкольным воспитанием охвачены лишь 56 процентов маленьких россиян, в некоторых регионах этот показатель еще ниже. В сельской местности нередко дошкольные учреждения вообще отсутствуют. В нашем регионе на очереди в садик стоят почти 10 тысяч ребятишек. Конечно, есть попытки компенсировать дошкольное образование путем открытия групп дневного пребывания, обучения на базе общеобразовательных школ. Но, как справедливо заметил глава региона, все эти формы не могут в полной мере заменить детский сад. Поэтому С.Морозов взял проблему под свой личный контроль.

Принимаются меры по улучшению демографической ситуации. Теперь за содержание детей в ДОУ будет выплачена компенсация: за первого ребенка -в размере 20 процентов от стоимости, за второго – 50, за третьего-70.

Каждому – по аттестату

85 процентов финансирования нацпроекта направлено на развитие общего образования. Первые результаты такого щедрого вложения в будущее не заставили себя долго ждать. Уже известны имена педагогов (их по России 10 тысяч), которые ко Дню учителя за свой труд получат солидное денежное вознаграждение. Среди них 94 педагога Ульяновской области. Президентские гранты – это не только материальная поддержка педагогов, но и признание значимости их труда.

Поощрение классных руководителей тоже подчеркивает важность роли учителя в формировании личности ребенка – будущего гражданина, а значит, и облика всего общества в целом.

В ходе реализации национального проекта школы несколько улучшили свою материально-техническую базу, пополнились методической литературой и наглядными пособиями. В Ульяновской области будет оснащено 18 кабинетов химии, физики, 16-биологии, 19-гео-графии. Также 18 школ смогут в работе использовать современные интерактивные доски.

Девизом нацпроекта можно назвать принцип «Полноценное образование независимо от места жительства». До конца 2006 года во все населенные пункты, даже в самые отдаленные уголки, поступят компьютеры. Часть – обзаведется комфортабельными школьными автобусами для подвоза детей в школы.

Г. Балыхин довел до сведения ульяновских педагогов, что в настоящее время разработан проект федерального закона об обязательном среднем общем полном образовании. Он предусматривает обязанность российских граждан получить все три ступени общего образования.

Во славу тех, кто из профтех

Не секрет, что сегодня учреждения начального и среднего профессионального образования готовят специалистов к работе на таких станках и оборудовании, которые не имеют никакого отношения к тем, на которых им предстоит работать на предприятиях. Во всехучебныхзаведениях – устаревшая, изношенная производственная база, которая не обновлялась с середины XX века. Несмотря на то, что нацпроект обошел стороной данную отрасль, регион намерен изменить в ней ситуацию коренным образом. «Она будет максимально ориентирована на потребности рынка труда», – заявил Сергей Морозов. Суть модернизации – социальное партнерство. Также будет продолжена работа по развитию системы непрерывного профессионального образования.

Инновации в образовании найдут отражение в областной программе развития отрасли, рассчитанной до 2011 года. Ее утверждение должно состояться до 1 октября, чтобы успеть заложить в бюджет следующего года необходимые средства.

Понятно, что сложно будет осуществить все задуманное без привлечения внебюджетных средств. Но выход есть. В последние годы, благодаря целенаправленной политике, к решению проблем образования все активнее подключается крупный бизнес. На форуме за значительный вклад в развитие отрасли 22 мецената были отмечены специальными памятными знаками, утвержденными губернатором. Хочется верить, что их ряды постоянно будут пополняться, и школы Ульяновской области станут одними из лучших в стране.