Сплав живописи, поэзии и книжного искусства – на выставке «Футуристическая книга. К 100-летию футуризма» в музее современного изобразительного искусства имени А. Пластова.

В экспозиции – около 50 уникальных изданий и живописных полотен, представляющих творчество авангардных поэтов и художников начала XX века. Это -Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Ольга Розанова и Давид Бурлюк. Картины – из фондов нашего художественного музея, а книги доставлены из столицы, из Государственного музея Владимира Маяковского.

Творческое сотрудничество между двумя учреждениями культуры длится семь лет. Выставка, посвященная футуристической книге, – это третий совместный проект музейщиков, который станет, вероятно, еще и одним из первых опытов соединения в одном выставочном пространстве художественного и литературного музеев. На фоне полотен художников-авангардистов Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой и Ольги Розановой в витринах разложены печатные, рукописные и рукодельные издания, создававшиеся в качестве «пощечины общественному мнению» молодыми бунтарями-футуристами в 1910-1920 годах.

Легкую стопку довольно-таки потрепанных книг привезла из Москвы директор музея Маяковского Светлана Стрижнева. На открытии выставки она объяснила причину «зачитанности» футуристической литературы. Оказывается, музей в свое время начинался с библиотеки, и ее книгами, которые стоят сейчас огромных денег на международных аукционах, пользовались сотни исследователей, изучавших период авангарда в русской литературе.

В духе такого экстравагантного литературного направления, как футуризм, выставке можно было бы предпослать эпиграф: «Читать в здравом уме возбраняется». Штамп с этой надписью ставил на некоторых своих книгах один из идеологов футуризма, словотворец и заумник Алексей Крученых. Рукописные «издания» поэта с неканоническим написанием слов удивительны. Многие из них он создавал, путешествуя по 41-му градусу между Тифлисом и Баку. Страницы соединялись произвольно, как того ему хотелось. Оформляла сборники спутница Крученых по жизни Ольга Розанова. Ее коллажи на выставке можно увидеть не только в «Заумной книге» поэта, но и на живописных полотнах ее кисти из фондов художественного музея.

Вообще, футуристическая книга – особое явление в русской культуре. Создатели «искусства будущего», в своем стремлении «соросить с парохода истории» старые эстетические штампы, эпатировали публику не только содержанием (в этом плане чего стоят одни только названия их сборников: «Пощечина общественному вкусу», «Облако в штанах», «Нагой среди одетых», «Танго с коровами»). Экспериментаторы от литературы старались выдать нечто неординарное и при создании своих книг. Дорогой бумаге предпочитали обойную, сафьяновым переплетам и атласным корешкам – бумажные. Они считали, что у рукописного текста есть свой «аромат», передающий настроение пишущего. Часто рисунок переходил в текст или – наоборот, и лист превращался в своеобразное произведение искусства. И это все не случайно, ведь многие поэты-футуристы были художниками.

Представляя коллекцию, Светлана Стрижнева отметила, что музей Маяковского располагает в России наиболее полным собранием книг футуристов, а некоторые издания впервые представлены публике. Гостья из Москвы ответила также на вопросы ульяновских журналистов. Делясь впечатлениями от посещения наших музеев, она сказала:

– Рада, что их стало больше. Ценю труд коллег, поскольку знаю, каких усилий стоит создание экспозиции. Но я также понимаю, что одни музейщики не в силах отреставрировать музейное здание. В связи с этим мне горько было, когда я пришла в литературный музей «Дом Языковых». Уж казалось бы, какой другой, как не этот, посвященный известному поэту, другу Пушкина, нужно содержать в порядке! Не говорю уже о том, что сохранилось здание 18 века. Оно само по себе -памятник. Должна быть концепция развития культуры в городе и области и комплексная программа, определяющая приоритетные направления, в том числе по музейному строительству и реставрации. Конечно, это все сложно и потребует вложений. Но дело стоит того, и власти тогда смогут гордиться своим городом, его памятниками, а не новоделами.

Открытие выставки оптимистично завершилось подписанием договора о намерениях между Государственным музеем Владимира Маяковского и Управлением по культуре и искусству Ульяновской области.