Здоровье здоровых. Вот чему у нас никакого внимания не уделяется. Спорт для спортсменов – это да. Есть и спорт для инвалидов. А вот здоровый образ жизни для 70 процентов не слишком спортивных, но относительно здоровых – с этим беда. О реализации концепции охраны здоровья здоровых в Ульяновской области рассказывает педагог-методист Анатолий Писанец. 25 августа он вместе с другими представителями общественности встретился с министром здравоохранения и ее заместителем. Встреча показала, что наша область упустила три с половиной года для реализации уже принятой и действующей концепции.
Писанец Анатолий Григорьевич. До последнего времени работал преподавателем-организатором в Центре образования обеспечения безопасности жизнедеятельности Засвияжского района, где преподавал прикладную физическую подготовку по предмету ОБЖ и предмет «безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях». С 1 сентября 2006 года приступил к работе в качестве заведующего лабораторией кафедры БЖД Ульяновского государственного университета. Произвел ряд концептуальных разработок, направленных на формирование здорового образа жизни общества и формирование ценностного отношения детей к своему здоровью, объединив их положения в учебно-методическом пособии «Формирование культуры здоровья и развития современных детей». Властями принимается множество полезных решений, направленных на оздоровление общества, но большинство предусмотренных ими мероприятий остается лишь на бумаге. Эта ситуация и привела его в редакцию «ДЗ».
– Анатолий Григорьевич, вы говорите, что у нас недостаточно занимаются здоровьем подрастающего поколения. А как же малые олимпийские игры, ежегодные спортивные праздники, кружки и секции, уроки физкультуры и ОБЖ в школах?
– Я веду речь о другом – о воспитании, формировании здорового образа жизни для всех, а не только для спортсменов. Я обращаю внимание на значительно большую часть населения, которая в этих соревнованиях и кружках не задействована. Их проблемы – как были, так и остаются, с места не двигаются. Культура здоровья у нас в городе практически не реализуется ни в каких учреждениях.
– Что вы предлагаете?
– Я предлагаю ввести в образовательных учреждениях предмет «культура здоровья». Для этого имеется соответствующая программа. Чтобы это реализовать, нужно провести семинары с учителями. Трехдневного семинара достаточно – учитель любого уровня будет подготовлен к тому, чтобы эту программу ввести.
Этого предмета нет в школах. Его никто не возьмет, если не будет соответствующего решения. И несмотря на попытки ввести этот предмет в школы – ничего не получается. Система образования его просто не принимает. Как чистый предмет.
– И вам не удалось реализовать ни одну из ваших идей на практике?
– Отчего же? Я этим направлением занимаюсь с 1992 года. Многие коллеги озаботились ей еще раньше. Этим серьезно занялись в детском саду № 97 «Гномик» в Железнодорожном районе. Занятия здесь проводил институт повышения квалификации учителей. Многие учителя и воспитатели обменивались опытом, и это была база для дошкольных учреждений. Но… ни одна из школ серьезно за это направление не бралась. Не было такой готовности.
– В чем, по-вашему, причина такой ситуации?
– Дело в том, что физкультурные работники так или иначе только физическую культуру преподносят, и больше ничего. Нет самой методики здорового образа жизни. Поэтому у детей представление о физической культуре сложилось – что это предмет, на котором все бегают и всех «гоняют»… Вместо радости движения – получают урок принуждения. Иногда более полкласса не может выполнить предусмотренных нормативов. Часто образуется целая группа детей, которая под разными предлогами старается не присутствовать на этих занятиях…
– Как изменить положение?
– Чтобы ребенок полностью себя реализовал на уроках физкультуры, мы должны его сперва диагностировать. Привлечь лечебные учреждения к широкомасштабной диагностике учащихся. Постоянно проверять их уровень здоровья… Если ребенок слаб по уровню здоровья, мы не должны его принуждать делать что-то напряженное.
И уроки по культуре здоровья – они должны быть обязательно. Но вместе с тем, другие учителя тоже должны знать этот предмет. Зачем? Для того, чтобы на своих занятиях поддержать интерес у детей и сохранить их потенциал. Жизненный потенциал или, как мы говорим, здоровье на уроках. Потому что если они разгрузки и пауз не будут делать, динамических пауз – пятиминутных, шестиминутных… Без этого дети быстро устают, и у них возникают проблемы, связанные прежде всего с опорно-двигательным аппаратом. Эти задачи должны быть ориентированы на учителя, который грамотно должен строить занятия, особенно с первоклассниками.
– Что показала ваша встреча с министром здравоохранения области Татьяной Губаревой?
– Выяснилось, что в области существует концепция охраны здоровья здоровых. Разработана она специалистами центра (???) в соответствии с приказами министра здравоохранения России номер 113 и 114.
Но по существу ничего не делается. У нас в области идет явное сворачивание этой концепции.
– Вы сказали, что надеетесь услышать отклик губернатора на публикацию в «ДЗ»? Какого ответа вы ждете?
– Половина срока, отведенного на реализацию министерских приказов 2003 года – уже прошло. Сможет ли наша область решить эту задачу за оставшиеся три с половиной года? Когда я разговаривал с главным врачом одной из поликлиник, он мне сказал, что четыре поликлиники Ульяновска вполне могут открыть кабинеты по профилактике. Штатное расписание, и объем оборудования позволяют им это сделать без всякого напряжения и дополнительного финансирования. Главное – желание областных руководителей. Желание… чтоб все были здоровы.
Беседовал Алексей Юхтанов