Кооперация в сельском хозяйстве, образно говоря, – то самое звено, которому по плечу нынче вытянуть всю цепь проблем аграрной отрасли -восстановить продовольственную цепочку и разрушенные хозяйственные связи.

Потребительская кооперация, несмотря на все трудности переходного периода, не отказалась от своего кредо: добровольность, экономическая эффективность, взаимная выгодам равенство партнеров. Главный акцент – по-прежнему на работе с сельским населением.

О перспективах и проблемах развития кооперации в регионе мы беседуем с председателем комитета по аграрной политике, природопользованию и экологии Законодательного собрания области, председателем Совета облпотребсоюза Константином Инешиным.

– На сегодняшний день единственной системной организацией, которая последовательно поддерживает и развивает кооперативное движение в регионе, является, несомненно, Ульяновский облпотребсоюз. На примере его деятельности хотелось бы услышать вашу оценку состояния дел в потребкооперации.

– Мы являемся некоммерческой общественной организацией, объединяющей только юридических лиц, то есть потребительские общества, которых насчитывается около сорока.

В 2002 году, по статистике, в них числилось 200 тысяч человек. После серьезного анализа выяснилось, что реальных пайщиков осталось около 32 тысяч.

– А каковы данные о закупках сельхозпродукции организациями облпотреб-союза за прошлый год и первую половину года нынешнего?

– За первое полугодие 2006 года было закуплено продукции по всем сельхозпредприятиям на 28 миллионов 80 тысяч рублей. В прошлом году за этот же период закупок было на 27 миллионов рублей. Если же оценивать ситуацию в натуральном выражении, то можно увидеть серьезное падение по всем без исключения показателям. Есть районные потребительские общества, которые являются, образно говоря, локомотивами развития, например Новомалыклинское, Ульяновское, Сурское, Павловское райпо. Успешно работают Новая Майна и Мулловка Мелекесского района. Неплохие показатели дают Барыш, Кузоватово, Карсун и Новоспасское. Остальные – в аутсайдерах. В успешных районах, как правило, главы администраций оказывают райпо серьезную поддержку.

В последние годы нам приходится постоянно сталкиваться с недобросовестной конкуренцией, в которой “мы проигрывали частным предпринимателям: они не плати ли налоги в том объеме, в каком платили их мы и, соответственно, не имели аналогичных затрат и социальных нагрузок. Говорю о фактах, ныне подтвержденных и федеральным центром.

– Перейдем на районный уровень. Здесь есть свои особенности?

– Надо понять, что объем закупок любого кооператива равен его возможностям в сбыте продукции и ее переработке. Село сегодня – это не только сельскохозяйственное производство, но и огромный пласт инфраструктуры. Сельчане не должны жить хуже, чем в городах, качество услуг, их количество не должны быть ниже городских. С понимания этих истин и надо начинать свою работу. В противном случае отток людей из села продолжится.

– На что же делать ставку конкретному району: на кооперативное движение, частное предпринимательство, партнерство с крупными холдингами? ” I

– В любом случае потребуется взвешенное решение по любому из обозначенных направлений.

Отношу себя к сторонникам использования любых форм собственности. Тем более, что сегодня вопрос стоит предельно остро: как вернуть людей в село. Если не создать нормальные условия для жизни и рабочие места, завтра оно будет пустовать. Но свято место пусто не бывает: на эти территории обязательно кто-то придет. Кто? А вот это уже, возможно, вопрос, затрагивающий сферы национальной безопасности.

– Два года назад была принята программа поддержки агропромышленного комплекса страны. Она так и не заработала?

– Программа во многом носит компромиссный характер, без указания на четкое финансирование. Да, можно констатировать, что документ, о котором идет речь, сегодня не работает. Нужна принципиально новая программа, которая стимулировала бы развитие личных подсобных хозяйств.

– Насколько мне известно, в Совете Федерации и Государственной думе идет активная работа по оформлению законодательной базы, которая реально бы стимулировала кооперативное движение.

– У нас много видов кооперации. Но все их объединяет одно – принцип работы, при котором капитал является не первичным, а вторичным с точки зрения цели учредителей. Люди объединяются для того, чтобы удовлетворить свои потребности, облегчить свою жизнь.

Законодательная тенденция показывает, что будет принят базовый рамочный закон о кооперации. Вместе с тем полагаю, что закон “О потребительской кооперации”, при всех его недостатках, сыграл свою позитивную роль. Без него не было бы и малой толики того, что мы имеем нынче.

– Тем не менее, проблемы взаимодействия кооперативов, сельхозпроизводителей и Л ПХ остаются…

– Суть дела предельно проста: ни один кооператив не может переработать продукции больше, чем сможет сбыть. При этом понятно, что для сбыта большое значение имеет перерабатывающее оборудование. Облпотребсоюз большое внимание уделяет сейчас именно этому вопросу. Иначе мы так и будем вынуждены продавать свою продукцию за бесценок. Перекупщики не перестанут диктовать производителям цены до тех пор, пока сами не начнут кооперироваться и заниматься первичной обработкой. Они уже начинают понимать, что все сельхозпродукты постепенно приравниваются к определенным стандартам. Требования по госстандартам продолжают ужесточаться. Сбыть же все только на ярмарках невозможно: производителям, переработчикам и торговле нужно кооперироваться.

– Производителей у нас много настолько, что ассортимент выпускаемой ими продукции доходит до тысячи наименований и даже более. Как быть с этим?

– Наша задача – отдать приоритет собственному производителю. Либо мы выбираем конкретный кооператив, всячески стимулируем его развитие, защищаем на своей территории, а в результате имеем налоги, рабочие места и перспективы развития. Либо… процесс идет своим чередом. Последние четыре года, к сожалению, все шло именно так. Подписывались соглашения с различными администрациями, но выполняли из них единицы.

Наш консолидированный бюджет составляет чуть более 40 миллионов рублей, из которых половина пойдет на финансирование лизинговых программ. Мы в состоянии предоставить торговое оборудование и транспорт на срок до пяти лет. Оказываем консультативную помощь и даже выделяем денежные средства под серьезные проекты. Мы, например, можем использовать нашу залоговую базу для получения кредитов. А всего у нас девять различных программ.

Стараемся всячески поддерживать руководителей. Признаюсь, дефицит кадров страшный и найти толковых и перспективных специалистов крайне сложно. Большинство из них, к слову, уже давно не просят помощи у власти, хотя моральная поддержка в бизнесе – немалая часть успеха..