Когда едешь по нашим дорогам, опасаясь за себя и свою машину, остро ощущаешь, что это – действительно вторая общенациональная беда. Если посмотреть правде в глаза, то в Ульяновской области дело с состоянием дорог куда хуже, нежели во многих соседних регионах.

Ничейная дорожная сеть?

Сегодня из более четырех тысяч километров автодорог Ульяновской области около 500 – совершенно разбиты, окончательно их добивает большегрузный транспорт. По расчетам специалистов, для приведения дорог в нормальное состояние требуется 1,4 миллиарда рублей в год. Наделе же выделяются суммы, которых недостаточно даже на косметический ремонт. Так, за первое полугодие этого года на ремонт потрачено всего 84 миллиона рублей. Примерно столько же будет израсходовано во втором полугодии. Понятно, что это – мертвому припарка.

Хочешь ездить -плати налог

Где же можно взять средства на поддержку многострадальных дорог? Тем более количество автотранспорта неуклонно растет. В начале 2006 года в регионе насчитывалось более 460 тысяч авто единиц, одних только машин «ВАЗ» – более 146 тысяч. Львиная доля этих легковушек принадлежит частным владельцам, и можно предположить, что у них находятся деньги и на ремонт машин, и на бензин. То есть данная категория граждан к малоимущим явно не относится. Эти водители на чем свет стоит ругают власть, мол, кто же отвечает за порядок на дорогах? И справедливо: ведь именно власти всех уровней в состоянии сделать так, чтобы эти самые водители внесли свой посильный вклад в безопасность дорожного движения – а значит, в ремонт и строительство трасс.

Один из источников доходов областного бюджета (он как раз направляется дорожному хозяйству) – региональный транспортный налог. Им облагаются транспортные средства, принадлежащие организациям и частным лицам. Немного цифр: за 2004 год в областной бюджет платежи по этому налоговому источнику составили 153 миллиона рублей (88% от плана), за 2005 год -159 миллионов (58% от плана). За 4 месяца этого года из запланированных 273 миллионов поступило в региональную казну лишь 9% от плана.

А причины невеселой статистики в том, что сбор транспортного налога слабо контролируется, да и размер его весьма невелик. Налоговую ставку на конкретные виды транспорта регион вправе устанавливать самостоятельно. К примеру, для самых распространенных легковых автомобилей мощностью до 100 лошадиных сил (а таких машин в области более

188 тысяч) ставка может варьироваться от 5 до 25 рублей. В Ульяновской области она минимальна – 5 рублей с одной лошадиной силы в год. Сумма транспортного налога в год для владельца «Жигулей» (70 л.с.) – 350 рублей. При средней цене на топливо 17 рублей за литр это – сумма, равная цене полбака бензина. Ну и какие могут быть после этого претензии к состоянию дорог? А вот при увеличении размера транспортного налога в два раза (эквивалент 40 литров бензина)областная казна только от одних «Жигулей» получит не 50, а 100 миллионов рублей. Если пересмотреть ставки в сторону небольшого повышения по машинам разной мощности, то итоговая сумма может возрасти до миллиарда рублей и больше. Заметим, что в Ульяновской области – самые низкие ставки транспортного налога. В соседней Самаре легковушки мощностью меньше 100 лошадиных сил облагаются налогом по ставке 15 рублей, а в Башкирии и того больше – 25 рублей. Отчасти поэтому у нас и дороги такие никудышные. Увеличение ставок многие водители даже не заметят, и уж точно оно никого не разорит. А пока что мы экономим не только на качестве дорог, но и в конечном итоге – на безопасности, здоровье и жизни водителей и пассажиров, а про разбитые на ухабах машины и говорить нечего. Так что «жалость» к кошельку водителей оборачивается громадными потерями. Впрочем, единого мнения среди депутатов областного Законодательного собрания на этот счет нет, поэтому пока ставки транспортного налога остаются без изменений.

Лучшая копилка – дорожный фонд

Но проблема не только в том, что ставки транспортного налога в Ульяновске чрезвычайно низкие. Толком не собирается даже транспортный налог. Дело в том, что при регистрации машины в ГИБДД и при прохождении техосмотра с водителей никто не требует квитанции об уплате такого налога. Хотя, казалось бы, чего проще это организовать: не заплатил – не поедешь. И налог-то региональный, на местные дороги, для твоего же водительского блага! Но… оплаты требует налоговая инспекция, которая с ГИБДД слабо связана. От несогласованности ведомств теряются миллионы рублей бюджетных денег. Очевидно, что в других регионах, таких, как Самара или Татарстан, с координацией действий налоговой службы и ГИБДД все в порядке, иначе не расходовала бы Самара на дороги три миллиарда рублей в год, а Казань – более пяти.

Вот и получается, что, во-первых, не надо жадничать самим водителям, а добросовестно платить транспортный налог. Нелишне региональным депутатам еще раз вернуться к вопросу о размерах ставок транспортного налога, причем для автотранспорта различной мощности двигателя. В одной связке пора работать налоговикам и гаишникам – дело-то общее. А во-вторых, и на федеральном , и на региональном уровнях стоит восстановить целевые дорожные фонды. И тогда, возможно, в недалеком будущем и территорию нашего региона, наконец, покроет сеть современных магистралей.