Завтра, 10 сентября, Ульяновск вместе со всей Россией отметит День танкиста. Причем сделает это в юбилейный, 60-й, раз – сам праздник был установлен в 1946 году. Об истории танковых войск и вкладе в нее Ульяновска мы вспоминали вместе с Юрием Ильиным, бывшим танкистом, полковником в отставке. Он просил поздравить всех танкистов с праздником, что мы и делаем.

Наши воевали в Испании и учили немцев

Танки на полях боя появились в первую мировую войну. Предназначены они были в основном для преодоления пулеметного огня. После первой мировой они проходили обкатку в Испании. Там в 1936-39 годах шла гражданская война, победил в которой диктатор Франко. В боях в Испании принимали участие и советские танкисты. Генерал Владимир Табакин, командовавший Первым гвардейским танковым училищем имени Ленина в 1966-1977 годах, располагавшимся в Ульяновске, вспоминал, что, будучи в Испании, он на мемориальных плитах видел и имена знакомых ему советских танкистов. По распоряжению генерала Франко после окончания гражданской войны солдат, воевавших за обе стороны, похоронили в общих могилах. В тех боях у советских танкистов было преимущество перед противниками – итальянцами и немцами. С нашей стороны в боях участвовал танк “Т-26”, у которого была 45-миллиметровая пушка, а противник располагал в основном старыми моделями – пулеметными танками.

После Испании советские танкисты воевали у озера Хасан на Дальнем Востоке, на Халхин-Голе в Монголии, в освободительных походах на Западной Украине и Белоруссии, финской войне. Там использовались танки “БТ-5”, “БТ-6” и “Т26”, а также опытные модели новых машин.

В это же время – между первой и второй мировыми войнами – Германия наращивала свой военный потенциал. Делала она это и на территории СССР, ведь по Версальскому мирному договору 1919 года не имела права содержать армию. Поэтому многие немецкие военные учились за рубежом. К примеру, известный немецкий танковый генерал Гудериан в 20е годы обучался в Казани.

@Делали танки вместо тракторов и вагонов

В начале второй мировой войны разница в количестве танков у СССР и Германии была огромной: Советы противнику значительно уступали.

Знаменитые машины “Т-34” и “КВ” были приняты на вооружение только в 1939 году. К началу войны их, по официальным советским данным, в войсках было совсем немного: “Т34” – 122, а “КВ” – 636.

Но количество машин постоянно росло, и соотношение танков в боях между СССР и Германией постепенно менялось в нашу пользу, говорит Ильин. В Московской битве с нашей стороны участвовало 670 машин, с немецкой – 1000. В Сталинградской наших было уже больше – 979 против 675. В Курской – 3444 против 2700. В Берлинской – 6250 против 1500. Три завода-гиганта – Челябинский тракторный, Нижнетагильский вагоностроительный и свердловский “Уралмаш” – дали стране две трети танков, произведенных за годы войны. На одном только Челябинском заводе в то время работало 75 тысяч человек. Там же, в Челябинске, во время войны располагался и наркомат танковой промышленности. И еще до окончания войны Зальцман, директор Челябинского завода, и Котин, конструктор тяжелых танков, получили звания Героев Социалистического Труда. В итоге количество танков в действующей армии возросло с двух тысяч в декабре 1941 года до 12 тысяч в январе 1945-го.

Танкистов-офицеров готовили за 4 месяца

Во время войны в Ульяновске располагались два танковых училища: Ульяновское, которое было основано еще в 1918 году, и эвакуированное Орловское. Кроме того, в городе стоял 26-й запасный танковый полк, который готовил танкистов и для польской армии.

Нагрузка на курсантов танковых училищ была огромной, отмечает полковник Ильин. В самый короткий срок – 4-6 месяцев – они должны были освоить технику, научиться водить и стрелять, разбираться в топографии, руководить подчиненными, изучить тактику ведения боя. Наше училище – Первое гвардейское краснознаменное, ордена Красной Звезды – воспитало более 30 тысяч командиров. Из них 89 стали Героями СССР, а еще шесть – Героями России.

Записала Лидия ПЕХТЕРЕВА.