Димитровград, войдя в новое столетие, начал меняться, стал более нарядным, благоустроенным. Но есть и другая сторона красоты. Когда в городе строят или восстанавливают храмы, это говорит о том, что в нем живут люди, желающие сохранить свою историю

С 2002 года на площади Советов действует деревянная церковь Казанской Божьей Матери, построенная через два года после появления часовни. Колокольный звон деревянной церкви напоминает горожанам о том, что более 70 лет назад здесь, над старой площадью, звучали колокола «Белой церкви», как назвал ее народ.

Церковь была открыта и освящена в 1879 году после получения Мелекессом статуса посада. Посвятили ее Николаю Чудотворцу, особо почитаемому среди православных, как милостивец и заступник. Потому и церковь была названа Свято-Никольской, а 6 декабря (по старому стилю) отмечался ее престольный праздник. В эти же дни в Мелекессе проходила большая Никольская ярмарка. Ведь заступник Николай Чудотворец считается еще и покровителем путешествий и торговли.

Место для строительства церкви в XIX веке выбрали оживленное: главный фасад с колокольней смотрели на Старозаводскую улицу, по которой проходил торговый, почтовый, этапный, скотопрогонный Казанско-Оренбургский тракт. Рядом находились Базарная и Хлебная площади и многочисленные торговые заведения. При храме действовали церковная библиотека, церковно-приходская школа.

Архитектура однокупольной церкви была не вычурной, скорее неброской. Стены храма, колокольни и пределов к большим православным праздникам белили. Побелка была прочной, устойчивой к любым погодным условиям. Белоснежная, с позолоченными крестами куполов, открытая взгляду со всех сторон Свято-Никольская церковь выглядела торжественно. В народе за светящуюся на фоне неба белизну ее белизну так и стали называть «Белой церковью».

Православные храмы придавали Мелекессу неповторимую красоту, уют, очарование. Они в XIX и начале XX века были духовными центрами города: в них крестили, венчали, отпевали, здесь души православных приобщались к Богу. При церквях были первые школы для детей, поэтому церкви можно было считать центрами просвещения и культуры посада.

Во время воинствующего атеизма после Октябрьского переворота 1917 года, началась борьба с религией, священнослужителями, храмами и верой, как таковой.

Декретом от 15 мая 1932 года, подписанным Сталиным, была объявлена «безбожная пятилетка» и поставлена цель: «К 1 Мая 1937 года имя бога должно быть забыто на территории страны». В 1935 году было запрещено богослужение в Мелекессе. В 1939-м разобрали «Белую народную церковь».

К пятидесятым годам двадцатого века были разрушены все городские храмы. Без храмов город осиротел и потускнел. Священников расстреливали и отправляли в ссылки. Сейчас духовная жизнь города возрождается, благодаря восстановлению и строительству храмов.

Построить храм – значит, вернуть одухотворенную красоту старой части города. После возведения Свято-Преображенской церкви восстановится историческая архитектурная панорама главной площади Димитровграда-Мелекесса и, что не менее важно – историческая справедливость…