В самом начале Великой Отечественной войны несколько крупных столичных заводов было решено эвакуировать в Сибирь, на Урал и на Волгу. Так в Ульяновске на базе цехов основного производства московского автозавода ЗИС началась история Ульяновского автомобильного завода (предприятие было зарегистрировано 30 ноября 1941 г.).

Вначале завод выпускал боеприпасы, но уже в мае 1942 года были собраны первые автомобили ЗИС-5, а через два месяца их производство достигло 20-30 единиц в сутки. В мае 1944 года предприятие продемонстрировало первый опытный образец 3,5-тонного дизельного грузовика УльЗИС-253, в октябре 1947 года был налажен выпуск полуторатонных грузовичков ГАЗ-АА.

С 1955 года УАЗ специализируется на производстве малотоннажных автомобилей повышенной проходимости. Спустя два года здесь начинается выпуск полноприводного семейства «УАЗ» собственной конструкции. За свою надежность, простоту в эксплуатации и другие качества он завоевал большую известность как у нас в стране, так и за рубежом. Только в 1959 году партии ульяновских вездеходов были отправлены на экспорт в 22 страны мира. Первой машиной нового поколения стал санитарный автомобиль УАЗ-450А. А в январе 1961 года завод приступает к серийному выпуску грузовика с бортовой платформой -УАЗ-451ДифургонаУАЗ-451.

Накануне празднования 25-летнего юбилея завода за досрочное выполнение семилетнего плана, успешное внедрение новой техники и передовой технологии коллектив предприятия награждён орденом Трудового Красного Знамени, а автомобиль УАЗ – 452Д удостоен золотой медали ВДНХ. Высоких правительственных наград была удостоена большая группа заводчан, а шлифовщику инструментально-штампового комплекса В. Салатову за особые заслуги было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

В 1972 году произошло историческое событие – с конвейера сошел первый автомобиль УАЗ-469, который сменил всемирно известного «козлика». И уже в феврале 1976 года за успешное освоение выпуска автомобилей новых моделей завод был награждён вторым орденом Трудового Красного Знамени. Сейчас даже трудно представить нашу страну без автомобилей марки “УАЗ”. Они уверенно шагнули и на мировой рынок – с 1956 года машины Ульяновского автозавода экспортировались почти в сотню государств. УАЗ-469, который поднялся на вершину Эльбруса (4200м) всего за 38 минут, особенно покорил своими уникальными техническими возможностями автолюбителей, на многие годы именно эта модель стала визитной карточкой предприятия. Спустя 23 года, кстати, достижение ульяновского вездехода пытался повторить “Лендровер”, но не смог В 1992 году завод преобразован в акционерное общество открытого типа “Ульяновский автомобильный завод”. И всего за два года взята новая высота -международный приз “Золотой глобус” за выдающийся вклад в развитие экономики России и Интеграцию в мировую экономику. Вскоре конкурентная и качественная продукция удостоена еще одной престижной награды – европейского приза “Золотой Меркурий”.

В июне 1998 завод приступил к сборке автомобилей с дизельным двигателем УАЗ-31604, который явился “родоначальником” целой «гаммы» автомобилей. В ноябре 2003 года завершился первый этап двухлетней “Программы обновления”: начался серийный выпуск нового внедорожника UAZ Hunter.

В 2004 году УАЗ стал лауреатом главной российской премии “Российский Национальный Олимп”. Инвестиционными аналитиками управленческая команда УАЗа была признана наиболее профессиональной и эффективной в российском автопроме.

В августе 2005 года запущен в производство новый автомобиль UAZ PATRIOT – первая принципиально новая модель комфортабельного внедорожника, спроектированная на УАЗе за последние 30 лет. В 2005 году выпущено 4845 автомобилей. А в июле 2006 года началось производство автомобилей ISUZU (Япония).

Сегодня УАЗ входит в автохолдинг «Северсталь-авто», объединяющий Ульяновский автомобильный, Заволжский моторный завод (Нижегородская область) и завод малолитражных автомобилей (г. Набережные Челны). ОАО «УАЗ» – градообразующее предприятие, оно продолжает вносить весомый вклад в развитие экономики области и повышение инвестиционной привлекательности региона.