Ульяновский автомобильный завод был основан на базе цехов основного производства Московского автозавода ЗИС в июле 1941 года.

— Первые шесть месяцев юбилейного года были очень напряженными, — рассказывает исполнительный директор ОАО «УАЗ» Сергей Юрасов. — В июле с конвейера снят автомобиль стандарта ЕВРО-0, и сегодня весь модельный ряд автозавода соответствует экологическим стандартам ЕВРО-2. Это прежде всего замена карбюраторного двигателя на дизельный, в чем очень помогает нам завод « Волжские моторы». Однако это лишь первый робкий шаг к продвижению ульяновских автомобилей на рынок дальнего зарубежья, где давно уже действуют стандарты ЕВРО-4 и выше. На заводе идет активная работа по подготовке автомобиля «UAZ «PATRIOT» 2007 года. Кроме того, идет работа по подготовке автомобиля 2008 года. На этом внедорожнике будет установлен дизельный двигатель, соответствующий стандартам ЕВРО-3 и ЕВРО-4, кондиционер АБС, модернизирован интерьер салона, что, безусловно, позволит расширить возможности работы на экспортных рынках.

В первом полугодии с конвейера сошло более 35 тысяч автомобилей, но для нас стал неожиданностью высокий спрос на грузовые машины стандарта ЕВРО-0: чтобы закрыть потребность, приходилось работать даже в выходные дни. Тем не менее весь модельный ряд, как я уже говорил, мы модернизировали под стандарт ЕВРО-2 — это приближение к тем новшествам, которых требует рынок. Надо понимать: либо мы повышаем эффективность производства, либо просто закрываем завод — иного не дано.

Очень радует, что началась реализация инвестиционного проекта по организации производства коммерческих автомобилей японской компании ISUZU на мощностях нашего завода. Основные переговоры будут завершены нынешней осенью. Планируется производить два вида машин грузоподъемностью 5 и 20 тонн. Первые 504 среднетоннажных грузовика, которые сойдут с конвейера в этом году, уже проданы конкретным заказчикам. Хочется отметить и очень высокое качество комплектующих. Один рабочий автозавода в разговоре со мной высказался так: «Я получаю удовольствие, собирая японскую технику». Сейчас мы прорабатываем вопрос увеличения выпуска «ISUZU» до 10-15 тысяч в год.

Принято решение о разработке и производстве пикапов на базе существующего «UAZ «PATRIOT»: уже в конце 2007 года мы хотим поставить эту машину на поток. Вообще же планами на будущий год определена задача выпустить автомобилей всего модельного ряда не меньше, чем в этом году. Сейчас мы набираем персонал, чтобы иметь возможность перехода на двухсменный режим работы.

Коллектив заводчан сегодня — это высококвалифицированные, преданные предприятию люди, 18 тысяч человек. В канун профессионального праздника многие из них удостоены различных наград. Почетными грамотами Министерства промышленности и энергетики РФ награждены 39 автозаводцев, 30 человек — почетными грамотами Губернатора Ульяновской области. Почти 150 автомобилестроителям, непрерывно и безупречно проработавшим на заводе более 20 лет, присвоено звание «Ветеран труда ОАО «УАЗ». За высокие результаты в разработке и практическом применении новых методов и средств производства пять трудовых коллективов завода удостоены звания «Лауреат премии Трудовой Славы».

К сожалению, пока средняя зарплата по заводу не так высока, как хотелось бы, но все-таки на 20 процентов побольше, чем в прошлом году. Сегодня зарплата по заводу составляет 8 668 рублей. А что касается отчислений в местные бюджеты, могу с уверенностью сказать: мы — самый крупный налогоплательщик. В местный и областной бюджеты уплачено налогов за первое полугодие практически в два раза больше, чем в прошлом году. В общем, к 65-летнему юбилею мы подошли с неплохими результатами. Надеюсь, что такие темпы работы сохранятся и в будущем.

За всю историю существования тружениками завода произведено более четырех миллионов автомобилей — «УАЗам» принадлежит сейчас 15 процентов российского рынка внедорожников. Начав свою историю со сборки грузовиков «ЗИС-5», Ульяновский автомобильный с 1955 года стал специализироваться на производстве малотоннажников повышенной проходимости и уже через два года начал выпуск полнопри водного семейства « УАЗ» собственной конструкции. В то время во всем мире не нашлось “достойного конкурента санитарному автомобилю «УАЗ-450А»! Если составить список всех стран, куда с 1956 года экспортировались наши машины, в него войдут чуть ли не 100 государств. Кстати, на ульяновских внедорожниках ездил легендарный Че Гевара! Много лет используются эти машины для перевозки туристов на вулканы Везувий и Этна. Огромной популярностью пользовались наши автомобили на плантациях сахарного тростника и стройплощадках Кубы. Да что там пользовались! В октябре прошлого года UAZ PATRIOT, только-только запущенный в производство, получил высшую награду Международной автомобильной ярмарки в Гаване — золотую медаль «За новизну и качество». В этом году Ульяновский автозавод планирует поставить на Кубу несколько «представителей» этой принципиально новой модели комфортабельного внедорожника.

• Первым из машин своего класса «уазик» принял участие в пробеге по пустыням Сахара, Каракумы, всего за 38 минут чистого времени поднялся на вершину Эльбруса, стал обладателем «Серебряного домкрата» — первого приза чемпионата Италии по автокроссу. Уже в постперестроечные времена команда испытателей УАЗа приняла участие в экспедиции «Великий шелковый путь». Наши машины прошли по дорогам Средней Азии 10 тысяч км, ни в чем не уступая автомобилям фирмы «Мерседес-Бенц».

• Время второй молодости наступило для завода в 2001 году с приходом на предприятие команды « Северсталь».

• 2002 год — «УАЗ-23632» признан лучшим пикапом и награжден дипломом и Гран-При. «УАЗ-3162» «Симбир» стал одним из победителей всероссийской программы-конкурса «100 лучших товаров России».

• 2003 год — начался серийный выпуск нового внедорожника «UAZ «Hunter». Одновременно завершилась реализация двух инвестиционных проектов. В этом же году на ОАО «УАЗ» принята политика качества.

• 2004 год — введен в эксплуатацию новый плавильный комплекс фирмы ABB (Германия) мощностью 16 тысяч тонн литья в год. Это” позволит изготавливать отливки из высокопрочного чугуна для производства 100 000 машинокомплектов в год.

• 2005 год — построен новый окрасочный комплекс, мощность которого позволила заводу в двухсменном режиме выпускать 80 тысяч автомобилей в год, а при окраске кузовов переходить с одного цвета на другой за 30 секунд. Начат выпуск автомобиля «UAZ «PATRIOT».

Уважаемые заводчане, ветераны, друзья и партнеры!

Примите самые искренние поздравления с Днем машиностроителя и с 65-летием Ульяновского автомобильного завода.

Для завода это значимая дата. Пройден нелегкий, но достойный путь длиною в 65 лет. Сегодня УАЗ — известный в России и мире брэнд. Его имя произносят с уважением, ведь он является символом славной истории развития автомобилестроения России. Ни одна отрасль народного хозяйства не обходится без знаменитых внедорожников.

На УАЗе работает замечательный коллектив, благодаря которому предприятие обладает славной историей. За эти годы тружениками завода произведено более четырех миллионов автомобилей.

Предприятие дважды награждалось орденом Трудового Красного Знамени, было обладателем европейского приза «Золотой Меркурий» и международного приза «Золотой глобус» за выдающийся вклад в экономику страны и интеграцию в мировую экономику. Два года назад коллектив УАЗа стал обладателем премии «Российский национальный олимп» за исторический вклад в развитие России.

Богатый опыт и трудовые традиции помогли заводу выстоять в непростые времена. Уверен, эти качества и сегодня помогут всем нам реализовать стоящие перед УАЗом стратегические задачи.

Сегодня УАЗ входит в автомобильный холдинг «Северстальавто». За последние пять лет произошли существенные изменения, в развитие завода вложены значительные инвестиции, построены новые объекты, модернизирован главный конвейер, закуплено современное оборудование, поставлен на производство новый автомобиль.

Новый этап развития завода проходит в непростых экономических, моральных и социальных условиях, но коллектив понимает, что только благодаря повышению эффективности производства, снижению издержек и улучшению качества можно добиться результата. Фундамент для развития заложен. И очень важно не успокоиться, многое успеть сделать по развитию партнерства с западными компаниями, по совершенствованию сотрудничества с поставщиками, потребителями.

У нас большие возможности, хороший инженерный, интеллектуальный и технический потенциал. Не случайно УАЗ называют кузницей кадров.

В первую очередь хочу поздравить наших ветеранов, поскольку на их долю выпали самые трудные годы. Поблагодарить нынешний коллектив, благодаря которому эффективно решаются производственные задачи. Отдельное спасибо говорю нашей перспективной молодежи, которая демонстрирует волю к переменам, осмысленно и последовательно стремится двигаться вперед.

Желаю всем оптимизма, стабильности, уверенности в завтрашнем дне, новых успехов в укреплении своих позиций и реализации долгосрочных планов. Крепкого всем здоровья.

Пусть эта юбилейная дата станет началом расцвета нашего предприятия Исполнительный директор ОАО «УАЗ» Сергей ЮРАСОВ