Это в Ульяновске. Зато для 12 школ Николаевского и Старомайнского районов приобретение компьютеров муниципальной властью даже не предусмотрено

В век информационных технологий уже трудно представить образовательные учреждения без современных средств обучения. Между тем приходится признать, что школам многие из них пока недоступны, об этом свидетельствует тот факт, что далеко не каждое учебное заведение, и тем более класс, оснащены компьютерами. А там, где сия техника имеется, один персональный компьютер приходится на 40-50 учащихся. Не случайно важнейшая задача национального проекта «Образование» -именно информатизация. Она включает в себя закупку оборудования, подключение образовательных учреждений к сети Интернет, распространение лучших учебных курсов, организацию федерального портала дистанционных программ обучения и другие важные моменты.

Отом, как проект реализуется в нашем регионе, мы попросили рассказать руководителя Центра статистики и информационно-аналитического обеспечения департамента образования Ирину Бокареву и главного специалиста управления образования г. Ульяновска Александра Шейко.

…Плюс

компьютеризация всех школ

– Ирина Борисовна, сколько школ на сегодняшний день не имеют компьютерной техники?

– На начало года в области было 77 таких школ. 11 из них реорганизованы либо закрыты. В остальные компьютеры поступают согласно установленному графику. Так, за последнее время ими обзавелись 16 школ области: 6 – в Майнском районе, 4 – в Ульяновском и по одной школе – в Инзенском, Карсунском, Новомалыклинском, Павловском, Старомайнском и городе Новоульяновске. Проблемными остаются еще 50 образовательных учреждений. Не обеспечены аппаратно-программными средствами в установленный срок две школы Вешкаймского района, две – Чердаклинского и Новоспасская начальная школа – детский сад. В восьми школах Николаевского и четырех Старомайнского районов приобретение компьютеров руководством муниципальных образований даже не запланировано. Перед всеми руководителями МО губернатором Сергеем Морозовым поставлена задача ускорить выполнение программных мероприятий.

– Насколько мне известно, далеко не во всех образовательных учреждениях открыты компьютерные классы…

– За 2005-2006 учебный год появилось 42 новых компьютерных класса. В общей сложности теперь их307 – в 263 школах. В целом количество ПК увеличилось на 787 единиц. Теперь в школах области 3841 компьютер. Конечно, в идеале они должны быть у каждого школьника, иначе название «персональный компьютер» себя оправдывает не полностью. Один ПК приходится на 35 учащихся. Но это тоже неплохой показатель. По России он ниже – одна единица техники на 50 учащихся.

Нельзя отрицать, что компьютер все увереннее входит в школьную жизнь. Если раньше уроки информатики были достоянием в старших классах, то теперь некоторые образовательные учреждения вводят их уже со второго. Учителя-предметники на своих уроках начали использовать компьютер. А участники конкурса “Учитель года» представляли на них свои электронные презентации.

– Есть ли проблемы с подключением школ к сети Интернет?

– Все школы области обследованы управлением Россвязьнадзора. В настоящее время там, где это требуется, идет подготовка технических условий для подключения. В 249 образовательных учреждениях уже есть выход в глобальную сеть. Надо отметить, что 173 из них были подключены за текущий год. Многие школы имеют собственные сайты, электронную почту. Поусловиям нацпроекта за оснащение компьютерным оборудованием отвечает регион, а что касается трафика, то есть подключения к сети и платы за абонентское обслуживание, они будут производиться из федерального бюджета.

Электронный класс

«Надо признать, что родители не частые гости в школе. В лучшем случае регулярно посещают собрания. Если в начальных классах мамы и папы еще проявляют какой-то интерес к школьной жизни своих детей, то чем старше становятся ребята, тем больше они предоставлены сами себе. Хотя каждый родитель прекрасно понимает, что в подростковом возрасте школьники испытывают большие трудности и в учебе, и в общении, как никогда нуждаются в пони мании и поддержке взрослых.

В целях усиления взаимодействия семьи и школы, своевременного реагирования на возникающие у детей проблемы в начале этого года в Ульяновске был запущен пилотный проект “Электронный класс”. Что это значит? В 15 школах города родителям учащихся теперь поступает ин формация об успеваемости их чад на мобильный телефон. Мамы и папы облегченно вздохнули: в школу часто ходить не надои при этом остаешься в курсе всех событий. В SMS-дневнике можно узнать оценки по всем предметам, домашнее задание и даже о том. как себя вели в школе сын или дочь.

– Мы прекрасно знаем, – говорит Александр Шейко, – к каким последствиям может привести несвоевременное доведение настораживающей информации до родителей и невозможность быстрой корректировки поведения ученика со стороны семьи. Данный проект позволяет максимально сократить досадный временной разрыв, является своеобразной «скорой помощью». Новую форму взаимодействия оценили и учителя, и родители. Дети «виртуальных классов» стали более дисциплинированными, меньше пропускают уроки. Теперь номер с «забытым дома дневником» не проходит. Но не надо думать, что школа родителей информирует только о плохом. SMS-дневник – прекрасная возможность регулярно рассказывать мамам и папам об успехах детей. Мудрый педагог всегда найдет за что похвалить подопечного – это, в свою очередь, является ключиком к сердцам родителей. А когда учителя и родители становятся союзниками, успехе воспитании детей обеспечен. Начиная с этого учебного года запланировано открытие “виртуальных классов” и в других школах города.

Есть регионы, где начали использовать электронные журналы, куда можно заглянуть из домашнего компьютера. Возможно, скоро и до нас дойдет эта новинка.

Все лучшее как на ладони

Современные информационные технологии коснулись и самой системы управления образованием, правда, пока только на уровне города. Разработана целевая программа по созданию единого информационного пространства образовательных учреждений, на реализацию которой в 2006 году выделено 3 миллиона рублей.

– В Ульяновске в рамках программы создан единый информационно-образовательный портал, – продолжает Александр Леонидович. -Каждое образовательное учреждение на его страницах может разместить информацию о своей деятельности, дополнительных услугах, успеваемости учеников и другие. При этом соблюдается принцип “Из одного источника”, что упрощает поиск информации.

Зарегистрированы почтовые ящики. Заработала система электронного документооборота между школами и муниципальными органами управления образования. Это очень удобная форма взаимодействия, которая позволяет оперативно оповещать, отсылать экстренные запросы и, что немаловажно, осуществлять обратную связь.

В результате реализации программы число школ, подключенных к Интернет, увеличилось с 41 до 83 процентов. До конца года все учреждения получат доступ к глобальным и муниципальным образовательным ресурсам. Школы перестанут вариться в собственном соку, станут интерактивными и смогут знакомиться с опытом коллег из других регионов, с мировой практикой.

Нина АЛЕКСЕЕВА