Но это не значит, что от него надо отказываться

Новая постановка прославленного режиссера Аркадия Каца “Правда хорошо, а счастье лучше” по пьесе Островского, премьера которой в минувшие выходные порадовала ульяновских зрителей, явила собою пример редчайшего единодушия. Спектакль был одинаково хорошо принят как залом, так и самими актерами. По их словам, они репетировали и играли с редким удовольствием.

На первый взгляд, кажется, что режиссер не предлагает нам ничего нового или неожиданного: настолько подробно выписаны все сюжетные коллизии, выбраны все меткие словечки, найдены параллели “на злобу дня”. Спектакль вообще очень близок к сегодняшней жизни, когда жить одновременно счастливо и правдиво нелегко, а проблемы засилья серости, вынужденного чинопочитания и авторитаризма снова стоят довольно остро.

Режиссер чрезвычайно вдумчив, в его спектакле нет внешних эффектов. Это живой традиционализм, чуткая кумной режиссуре актерская игра. Так возможно ли удержаться и не заглянуть туда, где происходит большая часть действия – в яблоневый сад, образ которого создает сказочная (где еще, кроме сказок, бывают такие неожидан но-счастливые финалы?) сценография Татьяны Швец, исполненная в виде затейливого зеленого купола? В этом саду страдает юный максима-лист и “патриот” Платоша Зыбкин (его играет молодой актер Денис Верягин), а своенравная красавица Поликсена (Оксана Романова) слушает речи Платона, как сладкую, но далекую музыку – не вникая в их смысл… И здесь же “бабушка” Барабошева (народная артистка России Зоя Самсонова), появляющаяся перед зрителями в агрессивного цвета огненно-красном платье, пытается наставить все семейство на путь истинный, еще не подозревая о близком появлении Силы Грознова. “Что такое любовь? – говорит она. – Никакой любви нет. Пустое слово!” И хоть Мавра Тарасовна грузна и сурова – это до поры до времени: только пока не отогрелась душа и жестокий «унтер» не обрел человеческие черты.

Сюжет пьесы Островского внешне прост: юная обладательница большого приданого Поликсена влюблена в нищего правдолюбца Платона. Бабушка Поликсены, богатая купчиха Барабошева, ищет для девушки состоятельного жениха. Когда в воздухе серьезно запахнет грозой,

нянька Фелицата (сильный характер, до поры до времени скрываемый от нас, зрителей) приведет в дом бывшего возлюбленного Барабошевой Силу Грознова, которому та по молодости неосторожно дала клятву выполнить любое его требование. Грозное настаивает, чтобы суровая купчиха дала согласие на брак по любви. Влюбленные счастливы. Стало быть, добро торжествует.

Семья строгой купчихи Барабошевой, словно Кабанихи из “Грозы”, обитает в своем доме “за забором”. Несправедливость житейского уклада в доме Барабошевых предопределена тем, что главная женщина тут – одна-одинешенька, давно живет без мужа. Поэтому, чтобы обуздать “бабье царство”, нужна сила, точнее нужен Сила Грозное. И лукавый старый солдат, себе на уме, появляется в яблоневом саду этой комедии. Внезапно – как черт из табакерки.

Бабушка Барабошева жестокосердна, своевольна и упряма, но у нее своя правда: она не верит в пресловутый рай в шалаше и не хочет выдавать любимую внучку за “оборванца”. Образ Поликсены тоже решен режиссером не традиционно: это не восторженная юная барышня, переживающая первое чувство и летящая, как мотылек, на огонь; она своенравна, умеет постоять за себя и не случайно напоминает свою бабку. Глядя на старую и молодую пару, кажется, что на самом деле между ними существует почти кармическая связь времен и, в сущности, нет никакой разницы. Просто мы видим их в разные моменты жизни. И там, где кончается видимый зрителями хеппи-энд молодых героев, предчувствуется уже известное, будто бы предначертанное продолжение. Так, может быть, фатальная правда в том, что счастье – это только миг, который когда-либо удается пережить каждому из нас?..

Народный артист Латвии Аркадий Кац поставил спектакль радостно, с удовольствием. Так же весело и заразительно играют в нем артисты. И это не случайно. “Об Ульяновске я могу говорить долго и только положительно, – признается легендарный режиссер, для которого это уже вторая за последние несколько лет постановка Островского в нашем городе. – У вас -один из лучших театров, в которых мне довелось работать. Наверное, прежде всего, сказывается то, что им на протяжении многих лет руководит Юрий Копылов. Он сумел собрать великолепную труппу, в которой актеры старшего поколения – один лучше другого”.

Пьесы А. Н. Островского всем хороши: в них изумительно выписаны характеры, чудесны диалоги, точно переданы реалии жизни. Тем не менее театроведы знают: сценическое воплощение Островского не всегда получается. В данном случае удача налицо.

Александр ФИЛАТОВ