В Самаре прошел семинар представителей поволжских цыган под названием «Язык вражды и права цыган». Побывал на нем и корреспондент «Народной газеты»

Честно говоря, название поначалу вызвало удивление. С чего это вдруг цыгане заговорили о какой-то вражде в отношении себя? Однако организатором семинара был «Европейский центр по правам цыган», штаб-квартира которого находится “в- Будапеште. Может, у цыган в Европе вообще нет проблем в отличие от России, и «Запад нам поможет» и в этом вопросе?

УЗБЕЧКА И ЦЫГАНКА – РАЗНИЦА ЕСТЬ?

В Самару прокатиться, конечно же, не грех. На цивилизацию посмотреть, отдохнуть от работы… Но из головы не желал вылетать вопрос: Европе делать больше нечего, кроме как защищать поволжских цыган от «языка вражды»? В Ульяновске на улицах чаще встречаются узбечки и таджички с младенцами на руках, занимающиеся попрошайничеством, нежели цыганки (кстати, и за все время пребывания в Самаре ни разу не встретил ни одну уличную цыганку!). Никогда не слышал о том, что наши доморощенные скинхеды устраивали цыганские погромы. Вряд ли Николай Сличенко испытывает проблемы по поводу «языка вражды». И вот в автобусе по пути в Самару я всерьез задумался — «откуда есть пошла» цыганская община России…

РУССКИЕ РОМА

Русские рома (именно так предпочитают называть себя наши цыгане), потомки немецких цыган пришли в Россию через Польшу на рубеже XVII-XVIII вв.

Желая во всем подражать просвещенной Европе, российские монархи относились к кочевому народу спокойно. При Анне Иоанновне сенат позволил рома обитать в окрестностях Петербурга и «жить и торговать лошадьми, …включить их в подушную подать там, где жить пожелают». При Екатерине II никаких серьезных мер по порабощению рома также не предпринималось — им даже разрешили приписываться к любому сословию. Часть цыган стали купцами и мещанами. Московский граф Орлов-Чесменский вообще освободил цыган своего хора от крепостной зависимости! У рома, живших в Сибири (в отличие от «центровых»), всегда были хорошие отношения с крестьянами. Свои наделы они сдавали в аренду и на вырученные деньги колесили по свету. Зимой рома снимали у крестьян дома. Цыгане-влахи слыли хорошими кузнецами. Мужчины изготавливали тяпки, лопаты, иглы, шила. Женщины — решета. Все это продавалось в деревнях. Позже российские цыгане имели право участвовать в выборах в Думу.

Однако большинство из них по-прежнему занимались торговлей, гаданиями и попрошайничеством. Конокрадства тоже хватало. Основные проблемы у рома начались после Октябрьской революции. Цыган пытались загнать в колхозы, на заводы, их стали ссылать за контрреволюцию, вредительство и шпионаж. Хоры обанкротились, так как клиенты иммигрировали. Торговля (которая у цыган в крови) была объявлена вне закона. Рома нищали на глазах.

В постперестроечное время рома в таборах практически уже не живут. Занимаются в основном бизнесом, песнями-плясками, все теми же гаданиями, попрошайничеством, мошенничеством. Кто-то ударился в современную наркоторговлю…

ОБРАЗ «ВРАГА»

На семинаре присутствовали не наркобароны, не уличные гадалки, а цивилизованные представители цыганского народа: бизнесмены, работники культуры… Сразу возник вопрос: а у них-то какие могут быть проблемы с «языком вражды»?

Начали мы с обсуждения проблемы наркоторговли среди цыган. Ни для кого не секрет, что отдельные представители этой национальности действительно «несут в массы» и героин, и марихуану. Однако, по мнению представителя московского Центра развития демократии и прав чело века Анны Севортьян, пресса слишком спекулирует фразами «цыганская семья торгует героином», «все цыгане-наркоторговцы» (зачастую вынося это в заголовки), фактически превращая слова «цыган» и «наркоторговец» в синонимы. Из-за этого языка вражды у читателей и телезрителей складывается о рома своего рода «образ врага», несущего «белую смерть».

Председатель самарской цыганской организации «Романи дума» Василий Кутенков рассказал: когда в классе, где учится дочь, узнали о ее национальности, дети объявили, что не будут с ней играть, ибо все цыгане торгуют наркотиками!

Кутенков сразу же пошел к директору школы и потребовал срочно провести родительское собрание с участием учеников, их пап и мам. На собрании он объяснил, что никаким героином не торгует и нельзя по отдельным представителям судить о целом народе. Только после этого к его дочери стали нормально относиться.

— На самом деле, — рассказал участникам семинара сотрудник самарской милиции Виталий Пономаренков, — процент наркоторговцев среди цыган, рассеянных на необъятных просторах России, гораздо ниже, чем процент наркоторговцев среди этнических русских!

Виталий Пономаренков — еще и этнолог, который изучает жизнь цыган давно: даже несколько книг выпустил по этой тематике. Кстати, наши источники в ульяновской и димитровградской милиции согласились, что цыган, торгующих наркотиками, стало меньше. Однако пресса продолжает спекулировать антицыганскими настроениями.

Консультант Европейского центра по правам цыган Леонид Райхман прямо спросил представителей СМИ: — Неужели так сложно в криминальной хронике не указывать национальную принадлежность преступника?

На преступление людей часто толкает отсутствие работы — это тот факт, которого не отрицает никто. Рома — народ вольный, и далеко не все его представители рвутся «пахать землю». Но не все ведь такие. Хотя, как директор завода может взять на работу цыгана (татарина, русского), если у него нет паспорта? Как он оформит работника, заведет трудовую книжку, выдаст страховой полис?

Но даже наличие паспорта и высшего образования не гарантирует, к сожалению, цыгану трудоустройство. Многие работодатели отказывают рома в приеме на работу именно по национальному признаку.

Оксана, по образованию юрист, из города Сызрани хотела (по знакомству) устроиться в адвокатскую фирму. Хозяин ей отказал. Он прямо сказал: «Когда люди узнают, что он взял на работу цыганку, то пойдут слухи, что она в суде будет защищать цыганских наркобаронов».

Еще более вопиющая, по словам присутствующих на семинаре, дискриминация граждан цыганской национальности наблюдается со стороны российской милиции. Якобы стражи порядка время от времени устраивают настоящие облавы в районах, где проживают рома, мотивируя это поиском наркотиков. Цыганский адвокат Александр Молчанов рассказал, как в 2003 году милиция пыталась произвести обыски в цыганских домах Самары. Стражи порядка даже подожгли дверь одного из коттеджей, чтобы вломиться внутрь! Большинство цыган сообщили адвокату, что милиционеры причинили ущерб хозяйству и похитили ценные вещи. Адвокат предложил им подать жалобу, но пострадавшие отказались из-за страха мести со стороны правоохранительных органов.

Сам Александр Молчанов однажды тоже пострадал от слишком ретивых стражей порядка. В Сызрани его остановил наряд милиции. Молчанов предъявил им удостоверение. Но его все равно доставили в участок, объяснив: «Мы проверим и посмотрим, какой адвокат может быть из цыгана»… В итоге милиционеры отказались официально регистрировать задержание. Адвокат подал жалобу в Самарский областной суд, но не получил «ни ответа, ни привета». Если даже опытный адвокат не смог противостоять дискриминации и милицейскому произволу, что говорить о рядовых рома?

Кстати, на семинаре присутствовал и представитель ульяновских рома Александр Иванов. Он тоже хочет создать на территории нашей области цыганскую национально-культурную автономию: представители самарской общины обещали в этом помочь.

Для начала — создать бы в Ульяновске хоть официальную цыганскую организацию, как во многих регионах России…

БЫЛ БЫ МИЛЫЙ РЯДОМ?

Женщины-рома очаровательны: хороши собой, прекрасные хозяйки, верные жены… Я спросил молодую красавицу цыганку Маргариту Панченко из самарской организации «Романи дума»: что будет, если к цыганке из хорошей семьи подойдет на улице молодой человек, познакомится, а потом пригласит на свидание часов в восемь вечера?

— Вообще-то цыганская девушка может встречаться с парнем, только если он ее жених, — сказала Маргарита. — Более того, замуж цыганка должна выйти только девственницей. Если она встречается сначала с одним, потом — с другим, третьим, то ей не делают свадьбу: даже свадебное платье нельзя надевать!

— А если молодой человек понравился, но он еще не ваш жених?

— Ну вообще-то иногда наши девушки встречаются с кем-то тайно, — с очаровательно хитрой улыбкой молвила красавица.

У рома существует определенное количество смешанных браков. Чтобы стать «завидным» женихом для цыганской девушки, парню (в том числе русскому) необязательно быть сыном миллионера. Если он не наркоман, не алкоголик, у него хорошая родительская семья, то папа и мама цыганки не будут против брака их дочери с таким молодым человеком.

ГДЕ ВЛАСТЬ?

В негативном отношении к себе рома во многом виноваты сами, как и наши (далеко не энциклопедические) представления о них. Уличные гадалки-цыганки действительно обманывают людей. Есть цыгане, которые действительно торгуют наркотиками. Действительно среди рома (особенно нежного возраста) очень много попрошаек. С другой стороны, что еще делать генетически «вольным» людям, если нет возможности устроиться на работу?

А вот здесь требуется вмешательство государства. Именно представители высшей власти обязаны решить вопрос законодательного статуса цыган. Именно государство обязано защитить их от отказа в праве приема на работу по национальному признаку. И когда, наконец, у рома будет возможность нормально трудиться, получать зарплату, квалифицированную медицинскую помощь, количество попрошаек и гадалок, смеем надеяться, неминуемо сократится.

Виталий СИТНИКОВ