Ульяновская область одной из первых, уже с 1 января 2006 года, в полном объеме приступила к реализации 131-го Федерального закона о местном самоуправлении. Была подготовлена законодательная база, сформированы муниципальные образования, установлены границы и определен их статус, в том числе города Ульяновска.

Однако далеко еще не все вопросы решены. Так, до конца не отработан механизм взаимодействия бюджетов различных уровней, очень слаба налогооблагаемая база муниципальных образований. Об этих и других актуальных проблемах, возникающих при реализации 131-го Федерального закона, наш корреспондент беседует с председателем Ульяновской Городской Думы Василием Анатольевичем Гвоздевым.

– Василий Анатольевич, как председатель Ульяновской Городской Думы Вы наверняка знакомы с деятельностью своих коллег из многих городов России. Как Вы относитесь к реформе местного самоуправления, в том числе к введению на территории области 131-го Федерального закона?

– Я уже 10 лет работаю в представительных органах власти города Ульяновска. Приходилось бывать и во многих регионах России. Сегодня я убежден, что больше ответственности и полномочий, подкрепленных соответствующими финансовыми ресурсами, необходимо отдавать на уровень муниципалитетов. Только тогда российские города станут благоустроеннее и чище, красивее и удобнее для проживания населения.

Теперь что касается непосредственно 131-го Федерального закона о местном самоуправлении. В принципе, сама идея очень хорошая, закон перспективен. Суть состоит в том, чтобы между всеми уровнями власти – федеральными, областными и муниципальными, то есть городами России, – четко распределить обязанности: кто на каком уровне за что отвечает.

Например, кто отвечает за работу здравоохранения, за функционирование городского хозяйства, за социальную защиту, за образование, за развитие предпринимательства, заботу о ветеранах и так далее. В принципе 131-й закон на федеральном уровне должен был четко расписать ответственность и обязанность каждого руководителя на своем рабочем месте. Замечательная идея! Когда полномочия расплывчаты, когда начальников много, а ответственность непонятно какая, тогда и результат работы, как правило, отрицательный. Когда все прописано, и человек знает, за что он отвечает, тогда и результат работы другой.

– Но ведь многие законы в России не действуют или действуют очень неэффективно. Любой закон хорош, когда он подкреплен и сопровождается финансовыми ресурсами.

– Совершенно справедливо, под любой функционал необходимо заложить необходимое количество средств. Это основа выполнения любого закона. Вот в этой части, к сожалению, идея 131-го закона, с моей точки зрения, дает явную пробуксовку во всех городах России, в том числе и в Ульяновске. Не все отработано в межбюджетных отношениях. А больше всего удручает то, что не хватает средств на решение насущных проблем, которые копились годами.

Нам делегировали определенные права, полномочия, но, к сожалению, они не подкреплены финансами. У муниципальных образований оказалась очень малой налогооблагаемая база. Доходная часть складывается, в основном, из НДФЛ – налога с физических лиц и налогах на землю.

– Один из глав сельской администрации как-то пожаловался, что имеет территорию в 100 раз большую, чем Тринидад и Тобаго, но в десятки тысяч раз меньший бюджет…

– Абсолютное большинство населения проживает в городах России. Это статистика. В Ульяновской области это соотношение составляет 50 на 50.

В Ульяновске проживает более 650 тыс. жителей, фактически половина области. Бюджет города – порядка 3,5 млрд., собственных доходов – 2,3 млрд. рублей, субвенции с области – чуть больше 1 млрд. рублей. Дефицит- 300 млн. рублей.

Уже не первый год позиция федеральных властей заключается в том, чтобы с муниципалитетов, в том числе и города Ульяновска, забрать практически все виды налоговых отчислений, а потом в виде субвенций «с доброй руки» выделить определенное количество денег для выполнения наших полномочий.

Анализ показывает: чтобы качественно выполнять свои обязательства, которые прописаны по 131-му Федеральному закону, этих средств явно недостаточно.

Более того, в процессе бюджетного года Ульяновску постоянно, на основании опять-таки этого закона, различные ведомства и юридические лица передают дополнительные обременения в виде территории пригородной зоны, каких-то других «активов». Однако финансы под это опять-таки не выделяются!

Это беда не только Ульяновска, но и других городов России. Такое, мягко говоря, безобразие, фактически творится повсюду. У меня складывается впечатление, что на федеральном уровне проводится политика по нивелированию местного самоуправления. Ответственность на мэрах городов и на городских думах лежит очень большая, обязательств по 131-му Федеральному закону -огромное количество, а финансов выделяют крайне мало.

– Многие наши читатели могут заявить: ну, вот опять Ульяновск жалуется, что не хватает средств. Старая песня – денег всегда не хватает. Однако нельзя ведь вечно ходить с протянутой рукой, необходимо и самим зарабатывать!

– Все дело в том, что зарабатывать нам тоже не дают! Мы могли бы заработать на земле, которая находится в городе, на работе промышленных предприятий за счет налоговых отчислений, на других активах Ульяновска. Однако 131-й Федеральный закон и эти возможности у города отбирает. Налоговые отчисления от деятельности промышленных предприятий, за исключением НДФЛ, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а сами муниципалитеты ограничены в плане распоряжения землей. Более того, с 2009 года мы будем ограничены и в сфере распоряжения муниципальным имуществом.

Фактически у Ульяновска и других городов России не остается никаких активов для зарабатывания денег. Поэтому можно сделать вывод, что на федеральном уровне реальная политика никак не помогает развитию городских муниципальных образований.

– Василий Анатольевич, а как выстраиваются отношения между областью и городом, в том числе и межбюджетные? В прошлые годы, как известно, здесь возникали определенные трения…

– Я как раз хотел сказать о позитиве. Почему? Помните, я начал интервью с того, что 10 лет являюсь депутатом Городской Думы? Работал и с Юрием Горячевым, и с Владимиром Шамановым. Поэтому мне есть что и с чем сравнивать. Последние два года взаимоотношения между городом и областью кардинально изменились в лучшую сторону. Сегодня есть четкая и ясная общая позиция, взаимопонимание между мэром Сергеем Ермаковым и губернатором Сергеем Морозовым, между мэром и Городской Думой. Естественно, Гордума и мэрия – два разных органа, у нас разные функции, и у нас бывают спорные рабочие моменты. Они не могут не возникать, иначе мы бы слились в единое целое. Но, с моей точки зрения, есть полное согласие в решении городских проблем с моей стороны как председателя Гордумы и, тем более, Сергея Николаевича, с его огромным опытом. Мы должны и стараемся работать в одной упряжке на благо всех горожан.

За последние два года очень много было сделано и со стороны области. Это не дифирамбы, это факт. Городу Ульяновску немало средств выделялось в виде субвенций, неоценимую помощь оказал губернатор и областное правительство по урегулированию горячего водоснабжения, по проведению Малых Олимпийских игр Приволжского федерального округа. Например, на реконструкцию стадиона «Труд» из областного бюджета выделено 34 млн. рублей, несколько миллионов – на стадион «Старт» в Новом городе.

Другой вопрос, что денег все равно недостаточно, и нам хотелось бы больше субвенций из областного бюджета. Но его возможности тоже ограничены. Василий Анатольевич, скажите несколько слов непосредственно о работе Городской Думы, ее комитетов. Какие важнейшие проблемы, на Ваш взгляд, были решены в текущем году? Что пока не удалось сделать?

Ульяновская Городская Дума, все ее комитеты стараются работать в унисон с мэрией. У нас есть даже договоренность с Сергеем Николаевичем о проведении в Гордуме «часа мэра». Раньше, ни при Марусине, ни при Романенко, такого никогда не было.

Депутатам Ульяновска приходится решать массу вопросов, начиная от финансовых, хозяйственных и кончая житейскими, чисто бытовыми. В 2006 году Гордума, ее комитеты инициировали и реализовали немало достаточно интересных программ: по детским дошкольным учреждениям, по бесплатному проезду учащихся в летний период, по строительству во всех округах Ульяновска детских игровых площадок, количество которых доходит до сорока. Это очень серьезная работа в системе ЖКХ, поддержка целевой программы «Городские дороги».

Сейчас вместе с мэрией мы работаем над формированием бюджета 2007 года. Постоянно, с губернатором и комитетами Законодательного Собрания, рассматриваем вопросы по увеличению его доходной части, привлечению дополнительных субвенций, бьем во все колокола, чтобы Фонд обязательного медицинского страхования, наконец-то, повернулся лицом к Ульяновску – и отчисления стали хотя бы в два раза больше, чем в 2006 году. Возможности такие у ФОМСа есть. Первые заместители и депутаты Гордумы впервые включены в комиссию, и мы надеемся навести порядок в городской медицине.

Наши депутаты участвовали практически во всех сходах, собраниях ТСЖ, ЖСК. Напомню, что Жилищный кодекс вступает в силу с 1 января 2007 года. Приходится вести очень серьезную работу с населением. У нас работает 35 общественных приемных, где можно получить консультации по самым различным вопросам.

Гордума инициировала достаточно большое количество целевых программ, связанных с подготовкой жилого фонда к зиме. Например, на ремонт жилого фонда выделено 83 млн. рублей, депутаты дополнительно изыскали еще 8 млн. рублей для ремонта кровли в самых «дырявых» домах Ульяновска. Наши представители посещали каждый дом, где этот ремонт выполнялся, брали на контроль качество выполнения работ, заставляли подрядчиков устранять брак. И жители опять-таки увидели реальные изменения в своих подвалах, в своих подъездах и на площадках.

Безусловно, нас есть за что покритиковать, многое не получается в силу объективных да и субъективных причин. Есть, например, проблема по реконструкции панельного отопления. Порядка 40 млн. рублей требуется, чтобы полностью снять этот вопрос. Это большая сумма. Однако жители должны знать, что на ее решение в 2007 году будем закладывать средства. Пока не получается – это тоже программа будущего года – качественно выполнить работы по освещению внутри-квартальных сетей. Основные магистрали мы осветили, а внутри кварталов пока темновато. Директор УМУП «Горсвет» Александр Сазанович вышел с программой на следующий год, чтобы мы ее утвердили и профинансировали. В каком объеме – это будет зависеть от наполняемости городского бюджета, в том числе областных и федеральных субвенций.

Не удалось заасфальтировать внутриквартальные дороги, тротуары, пешеходные дорожки. Есть проблемы с платными и несанкционированными парковками автомобилей. Проблем у нас в городе, если говорить объективно, на которые нам горожане пальцем показывают, достаточно много. Мы их знаем и вместе с мэрией работаем над их решением.

Записал Александр Лайков.