Легенда российского театра и кино, кумир нескольких поколений и просто очень милый человек… Олег Табаков. Именно он блистал в минувшую субботу на сцене ЦНТИ (КДЦМ), сыграв со своей женой Мариной Зудиной в пьесе «Сублимация любви».

НАВЕРНЯКА для каждого поклонника актера существует свой Олег Табаков. Для кого-то он «воришка» из комедии «12 стульев», для кого-то — Шеленберг из «Семнадцати мгновений весны». Кому-то он представляется комиком, кому трагиком. И тем интереснее было всем ульяновским любителям театра и кино воочию увидеть его игру, оценить и прочувствовать ее. А о том, насколько Табаков популярен, красноречиво свидетельствовал переполненный зрительный зал. Яблоку негде было упасть!

Волнующий момент — занавес поднимается, и на сцене под грохот аплодисментов появляется ОН. Пополневший и поседевший, но все такой же обаятельный. С первых минут спектакля становится ясно, что сцена не просто его рабочее место. Она — его стихия. Олег Павлович живет на ней, управляет ею.

Умиляет сцена, в которой пожилой политик (именно его и играл Табаков) пытается соблазнить молодую эксцентричную писательницу в исполнении Марины Зудиной. Ситуация наибанальнейшая, но какие краски придает ей мастерство исполнения! Олег Павлович поистине «играет как дышит» — его мимика, жесты, интонации не допускают и тени сомнения в достоверности происходящего. Как раздосадованно он выглядит, когда не добивается своей цели! Невозможно удержаться от смеха! И не подумаешь, что Марина Зудина — его жена, которая недавно подарила ему к сыну Павлу еще дочку.

А вот появляется третий герой пьесы — молодой безработный драматург, случайно оказавшийся в квартире (его играет актер Виталий Егоров). Вначале герой Табакова принимает драматурга за вора и, угрожая пистолетом, пытается вызвать полицию. Но все телефоны оказываются занятыми, и персонажи, вынужденные о чем-нибудь говорить, вступают в беседу, постепенно перерастающую в задушевный разговор. Оказывается, что оба пережили неудачи — один не смог добиться литературного признания, другой только что лишился потенциальной любовницы. Слово за слово, герои проникаются симпатией друг к другу. Этот переход от презрения к сочувствию и желанию как-то помочь горе-литератору Олег Табаков играет блестяще. Невольно сопереживаешь его герою, когда молодой драматург предлагает ему издать свои пьесы под его именем. По лицу видно, как он борется с искушением!

«Представьте себе, — говорит писатель, — вы — депутат-драматург. Да вас назначат министром культуры!».

«Нет, — отвечает политик. — В лучшем случае министром сельского хозяйства или нефтяной промышленности. Запомните, министрами никогда не назначают профессионалов!». (Последняя реплика вызывает бурную овацию зала. — Авт.,) И тем не менее он все-таки соглашается.

Симбиоз политики и литературы продолжает успешное существование во втором акте, когда на сцене вновь появляется героиня Марины Зудиной. Только на сей раз она влюблена. Влюблена в автора популярных пьес, не подозревая, кто он на самом деле. И политик вынужден играть роль страстного, неуравновешенного творца. Дается она ему с трудом, особенно чувствуется разница в возрасте и темпераменте. Закономерный результат — фиаско на интимном поприще. Но на подмогу приходит подлинный объект страсти молодой писательницы. В финале она оставляет свой телефон молодому драматургу…

Потрясающая трансформация главного героя! Если вначале он своей самоуверенностью вызывает смех зала, то позднее жалок и ему хочется посочувствовать. От комика к трагику в течение одного акта… Потрясающе.

Остальные зрители тоже в восторге, подобной овации никогда слышать не приходилось! Уверены, каждый из них в тот вечер смог осознать, насколько глубок и многогранен Олег Табаков. И оценивать его в рамках привычных классификаций просто бессмысленно. Он выше этого. Он — ГЕНИЙ.

«Мы еще вернемся!», — сказал Табаков, прощаясь с ульяновским зрителем. Зная, что Олег Павлович не бросает слов на ветер, можно быть уверенным — так и будет.

В числе восторженных поклонников Олега Павловича на спектакле оказались Сергей Морозов и Владимир Козин. В Ульяновск они летели с мэтром в одном самолете и успели пообщаться. Сергея Морозова удивили осведомленность Табакова о постановках и успехах нашего областного драмтеатра и его высокая оценка главрежу Копылову и ульяновским актерам. Искрометность и азарт табаковской игры никого не оставили равнодушным — шквал оваций, букет от Губернатора и фото на память.

Дмитрий СИЛЬНОВ.