Кризис идей в российской правящей элите вызван не только ее изначально небогатым креативным уровнем, но и природой той политической системы, которая создана в стране.

Не имеющий пока видимого решения, вопрос о преемственности власти на теперешнем этапе все более проявляется в различных формах противостояния между группами потенциальных наследников. Принято считать, что их две: хотя групп реальных интересов вокруг кремлевской администрации может быть гораздо больше, но можно условно принять и такое разделение: «Единая Россия» и созданная под патронажем силовиков (опять же весьма условное определение) партия, название которой пока не подобрано, – пока ее можно обозначить набором лозунгов «Жизнь – Родина -Пенсия», Казалось бы, в необходимой публичной борьбе партии и их лидеры должны выступать с какими-то новыми идеями, политическими и экономическими программными заявлениями, Нет. Выступлений нет, потому что этих самых идей нет, Ни у лидеров партий, ни у тех высокопоставленных руководителей, которые часто рассматриваются в качестве возможных преемников Владимира Путина.

На расширенной коллегии Минтранса вице-премьер Сергей Иванов помимо образования нового нацпроекта по авиации предложил создать Авиационную коллегию по аналогии с Морской.

Зачем нужна авиационная коллегия при наличии Росавианадзора, Минтранса, Межгосударственного авиационного комитета СНГ – не очень понятно.

А реальная политика в стране состоит из постоянных усилий условных партий «Газпрома» и партий «Роснефти» (причем общее количество таких партий обществу неизвестно) по дискредитации оппонента и демонстрации собственной мощи. Собственно государственные задачи отходят на второй план. В частности, то, что в России названо «приоритетными национальными проектами», на самом деле является стандартным набором критериев обычной социальной политики любого ответственного государства, В любой нормальной стране власть старается развивать систему образования и здравоохранения, создавать понятные и прозрачные правила на рынке жилья и способствовать развитию сельского хозяйства. При этом под лейбл «национальных проектов» по нынешней российской логике можно подвести все что угодно – от разведения рыб до строительства новых библиотек или газификации страны. По этой же логике вполне возможно, что появление Авиационной коллегии вместе с Морской – еще один дополнительный административный мускул той партии, которая желает видеть следующим президентом именно Сергея Иванова.

То есть речь идет не о решении проблем авиации, а о том, под каким из потенциальных преемников к моменту выбора окажется больше госведомств и финансовых потоков.

Когда государственные мужи решают исключительно частные задачи, происходит неизбежная деформация самого содержания власти. Смыслом власти становится не максимально эффективное управление государством в интересах большинства населения при строгом соблюдении чиновниками законов, а банальное использование властных рычагов в личных коммерческих целях. Власть перестает быть инструментом управления страной и становится рычагом зарабатывания состояний чиновничьим классом.