В этом году железнодорожному мосту через Волгу в Ульяновске исполняется 9О лет. Мостовое сооружение было введено в строй в 1916 году.
Вопрос о строительстве железнодорожного моста через Волгу встал в конце XIX века, когда в Симбирск была проложена железная дорога. Строительство железнодорожного моста началось весной 1913 года. Автором проекта стал русский инженер и ученый в области строительной механики и мостостроения Николай Аполлонович Белелюбский, который до этого построил в России около 100 мостов. По его проектам возведен ряд крупных металлических железнодорожных мостов через Волгу, Днепр, Обь, Белую, Ингулец.
Стальные конструкции для моста изготовили на Юзовском заводе (г. Донецк, Украина) и собрали на месте. Гранит для облицовки «туфельных опор» доставили с Урала, бутовый камень добывали в Симбирской губернии. Для сборки пролетов был поставлен миллион заклепок. Существует легенда, что одна из заклепок сделана из драгоценного металла. Другая история гласит, что в бетонную опору была замурована серебряная плита, на которой были выбиты имена самых первых мостостроителей.
В июле 1914 года строящийся мост был сильно поврежден пожаром, горели строительные леса вокруг его опор. В мае 1915 года грандиозный оползень Симбирской горы разрушил подходы к мосту со стороны города и значительно повредил уже установленные конструкции. Окончательно мост был достроен в 1916 году, и 5 октября состоялось его торжественное открытие, а 1 декабря по нему открылось временное пассажирское движение. Первое название моста- «Романовский», после Февральской революции мостовое сооружение переименовали в «Мост Свободы». Срок службы моста определили в 100 лет.
В 2003 году на железнодорожном мосту через Волгу началась замена пролетов, после того, как, по мнению специалистов, у старых конструкций появилась так называемая «усталость металла». В настоящее время установлено 10 новых пролетных строений. Мостостроителям осталось заменить еще пять старых пролетов. Если темпы работ сохранятся, то в 2008 году ульяновский мост будет полностью заменен и прослужит еще сто лет. Заказчиком работ является ОАО «Российские железные дороги», исполнителем – строительная компания «Мост» (г. Москва).
Старые пролетные строения рассчитаны на малые нагрузки, новые же предназначены для современных – более тяжеловесных – составов.
Алена Зайцева