Скандальная история, произошедшая прошлым летом в магазине «Магнит», завершилась судебным решением. Суд обязал супермаркет выплатить покупательнице в качестве компенсации морального вреда три тысячи рублей.

Обыск покупателя не такая уж редкость в нынешних супермаркетах. И все-таки судебное разбирательство по такому поводу в Ульяновске произошло впервые.

Наталья Пономаренко, инициировавшая процесс, уверена, что оскорбление клиентов не должно сходить торговой организации с рук.

Хотя, признается молодая женщина, она решилась обратиться в суд только из-за своей маленькой дочки, которая стала невольной участницей скандала.

13 июля Наталья вместе с восьмимесячным ребенком вошла в торговый зал магазина «Магнит», что на улице Пушкарева, 50 (сейчас этот магазин закрыт), выбрала продукты и направилась к кассе. Там ее остановили и попросили показать баночку детского питания, которую она якобы взяла, но к оплате не предъявила. Наталья поняла, что ее подозревают в воровстве, и попросила вызвать милицию. Работник магазина предложил ей пройти в кабинет директора. Завязался спор. В конце концов клиентка магазина была вынуждена подчиниться, ей пообещали, что милиция приедет позже. В своем исковом заявлении в суд Пономаренко настаивала на том, что действия работников магазина были до крайности оскорбительны. Ее едва не силой провели через подсобное помещение, заваленное коробками.

Там, где коляска с ребенком застревала, ее перетаскивал собственноручно директор магазина. В его кабинете допрос возобновился. Наталья по-прежнему требовала присутствия милиции, персонал магазина хотел увидеть содержимое ее сумочки. И снова женщине пришлось подчиниться. Потом поиски баночки переметнулись на коляску. Понимая, что касаться вещей «арестованной» было бы неправильно, представители «Магнита» хотели, чтобы она на их глазах выложила все вещи из коляски своими руками. Перехватив ребенка в одну руку, второй Наталья выполнила все, что от нее требовали. Пропажа не обнаруживалась. Милиция не ехала.

Директор магазина и его сотрудник отправились в торговый зал подсчитывать баночки. Когда вернулись, сообщили, что двух не хватает, и допрос продолжился, но новых результатов не дал – пропавшей баночки у Пономаренко не было. Когда процедура завершилась, сотрудники «Магнита», по словам Натальи, перед ней не только не извинились, но еще и добавили «на дорожку»: «Мы все равно тебя поймаем».

По делу Пономаренко-«Магнита» было два судебных заседания.

Как следует из решения суда, компания «Тандер» (магазины «Магнит» принадлежат ей) иска Пономаренко не признала. Представитель ответчика упирал на то, что обыска не было: Пономаренко по доброй воле прошла в кабинет директора и сама показала содержимое сумочки и коляски.

Суд счел эти аргументы неубедительными, и иск Пономаренко удовлетворил, хотя и не в полной мере.

В качестве компенсации морального вреда Наталья просила взыскать с ОАО «Тандер» десять тысяч рублей, суд ограничился тремя. Еще полторы тысячи компания должна будет заплатить в качестве штрафа в федеральный бюджет.

Вынося решение по делу, судья Засвияжского района руководствовалась Правилами работы предприятий розничной торговли, в которых сказано, что работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предъявления товаров, приобретенных в других магазинах, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Имейте это в виду – на всякий случай.

Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.