Новый Жилищный кодекс определил: если у вас в квартире была перепланировка, даже совсем незначительная, ее нужно узаконить. Как провернуть это дело и не надорваться – вопрос вопросов. Проще всего было бы, признаются те, кто уже вступил в процедуру, передвинуть стены на прежнее место.
Вообще существует два пути решения задачи через мэрию и через суд. В первом случае надо собрать пакет документов (их перечень определен Жилищным кодексом), отнести в администрацию района по месту жительства и ждать. Максимум 45 дней (срок тоже определен ЖК). Во втором случае перепланировку нужно согласовать с санитарной службой, пожарными и экологами. И только после этого дело будет рассмотрено в суде.
Ходить в суды наш народ не любит («Сложно, долго и… страшно»), поэтому идет в мэрию и … расшибает лбы в безуспешных попытках добиться хоть какого-нибудь результата. Примеров таких масса. А мы для наглядности приведем только один. Самый свежий.
Перепланировка в квартире Маргариты Леонидовны Хапиковой была очень давняя – 35 лет назад они с мужем убрали в своем жилье маленькую стенку и таким образом ликвидировали кладовку. Прошлой осенью женщина овдовела. Ее муж завещал свою долю кооперативной квартиры внучке. Чтобы вступить в наследство, нужен технический паспорт. Чтобы получить его, нужно узаконить перепланировку…
Обычному человеку в принципе не понять, зачем запускать мощный бумаготворческий процесс по такому незначительному поводу, но… надо так надо. Маргарита Леонидовна собрала все необходимые документы и 31 мая нынешнего года сдала их в администрацию Железнодорожного района. В обмен получила расписку за №122 и стала ждать результата. На этом дело, собственно, и заглохло. Женщина напомнила о себе в конце июня, потом в июле, но вразумительного ответа ни разу не получила. Ее документы вращались по неведомым ей орбитам. Одни говорили, что они еще в администрации района, другие утверждали, что уже переданы в отдел муниципального строительного контроля. Выждав еще некоторое время, Маргарита Леонидовна отправилась в мэрию в надежде, что там как-то ситуацию прояснят. Но в мэрии дальше вахты ее не пустили, сказали, что это не положено. Правда, тут же, практически на парадном крыльце, женщина, охранявшая его, выслушала суть проблемы и дала номер телефона какого-то ответственного лица. Делать было нечего – просительница отправилась восвояси.
Номер телефона пригодился: ответственное лицо переадресовало Маргариту Леонидовну еще куда-то. Там не сразу, но документы ее нашли.
Попросили даже еще принести несколько бумаг, и это женщину вдохновило: она решила, что дело, наконец-то, тронулось с мертвой точки…
С тех пор как Маргарита Леонидовна вступила в непростые отношения с мэрией, минуло четыре с половиной месяца. То есть прошло три срока, отведенных законом, на то, чтобы ей дали хоть какой-то ответ. По логике вещей, перед женщиной должны были извиниться за такую волокиту (даже если она оправдана какими-то объективными трудностями в работе мэрии). Это как минимум. Но происходит все с точностью до наоборот. В последний раз Маргарите Леонидовне в достаточно жесткой форме посоветовали или набраться терпения, или забрать свои документы. Дескать, отправляйтесь тогда в суд.
Суда женщина не боится – пока она томилась в вынужденном бездействии, ее соседка давно уже узаконила снос своей кладовки через суд, хотя принялись они за дело одновременно.
Но такая постановка вопроса ей кажется возмутительной, и с этим нельзя не согласиться, поскольку предложение забрать документы прозвучало, мягко говоря, поздновато. Да и обосновать его нечем, кроме как нежеланием или неумением наладить нормальную работу в определенном секторе мэрии.
Вряд ли проблема упирается только в лень и черствость конкретных исполнителей. Наверняка желающих узаконить перепланировку жилья сейчас очень много, процесс приобретает массовые масштабы, отсюда и задержки в работе.
Но, с другой стороны, эти внутренние, мэрские, проблемы не должны касаться людей – пожилых, больных, обремененных своими проблемами и бедами. Не должны быть люди заложниками неотработанной системы, и нельзя считать эту систему заложницей людей.
Кстати, юристы подтвердили, что узаконить перепланировку через суд гораздо проще, несмотря на то, что этот путь требует некоторых денежных расходов. По крайней мере, в суде четко оговорены сроки, они разумные и исполняются. Хотя и там работы навалом. Ну уж никак не меньше, чем в мэрии.
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА.