Ни для кого не секрет, что безопасность дорожного движения – это целый комплекс условий, которые необходимо соблюдать и выполнять. В него входят и организация дорожного движения, и состояние дорог и уличного освещения, и подготовка водителей, и многое другое. Однако главным условием безопасности дорожного движения остается дисциплина на дорогах. И поэтому не случайно, что руководство отделения ГАИ УВД Димитровграда основной задачей в обеспечении безопасности дорожного движения считает профилактику и предупреждение дорожно-транспортных происшествий, предупреждение дорожных аварий.
Прежде, чем рассказать, какими методами это достигается, остановимся на статистике дорожных аварий. Эти цифры заставляют задуматься.
Информация для размышления
За девять месяцев 2006 года в городе зарегистрировано 1512 дорожных аварий. Эта цифра почти на 37 процентов больше прошлогоднего показателя. Увеличилось и число дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали люди (с 70 до 98 случаев). Результаты ДТП трагичны: за девять месяцев на дорогах города погибло шесть человек (в 2005 году – один), ранено 107 человек (81). В Ульяновской области произошло 957 дорожных аварий с пострадавшими (в 2005 году – 977), в которых 184 человека погибло (190), 1194 получили ранения (1215).
Анализируя состояние аварийности на дорогах города, руководство Димитровградской Госавтоинспекции не раз констатировало, что главной причиной дорожно-транспортных происшествий является крайне низкая дисциплина участников дорожного движения. Об этом могут сказать и сами участники этого движения, встречаясь с фактами нарушений правил дорожного движения ежедневно. Кто же чаще становится нарушителем: водитель или пешеход? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к цифрам.
По традиции основным видом ДТП в городе остается столкновение транспортных средств (742 случая в этом году, 611 – в 2005 году), затем следуют наезд на транспортное средство (418, 285) и наезд на препятствие (189, 135). В 66 случаях (41) автомобилисты совершали наезд на пешеходов.
Традиционными остаются и основные причины дорожных аварий. Несмотря на ужесточение ответственности за управление транспортом в нетрезвом состоянии, это нарушение – нередкое явление на дорогах города. Однако лидируют другие причины: движение задним ходом (413 в 2006 году, 286 – в 2005-м), несоблюдение очередности проезда (330, 225), несоблюдение бокового интервала (304, 175), неправильный выбор дистанции (224, 141). По причине нарушений правил дорожного движения пешеходами за девять месяцев 2006 года произошло в городе 37 (26) дорожных аварий. О растущем правовом нигилизме водителей говорит еще один факт. В 2006 году увеличилось число случаев (с 52 до 70) оставления водителями транспортных средств, совершивших ДТП, места аварии.
За девять месяцев этого года сотрудниками ГАИ выявлено 32837 (в 2005 году – 30745) нарушений правил дорожного движения, в том числе 823 (756) случая управления транспортом в состоянии опьянения, 12027 (11970) фактов превышения скорости, 1852 (1950) непредоставления преимущества в движении пешеходам. Однако нарушают правила не только водители. В 6842 (5571) случаях протоколы были составлены в отношении пешеходов-нарушителей.
А теперь о дорожно-транспортных происшествиях с участием детей. Из 14 случаев ДТП (в 2005 году – 11) одиннадцать аварий произошло по вине юных участников дорожного движения, которые переходили проезжую часть в неустановленном месте или перед близко идущим транспортом. Три аварии случились из-за отсутствия опыта управления подростков велосипедами или мототранспортом. В результате 15 детей и подростков в возрасте до 16 лет получили ранения. В прошлом году на дорогах было травмировано 11 юных пешеходов. В числе пострадавших – учащиеся десяти школ города.
Спасти жизни людей
Все приведенные цифры говорят о том, что ситуация на дорогах нашего города – сложная. Правовой беспредел царит не только на дорогах Димитровграда. Президент страны, обеспокоенный громадным количеством жертв ДТП, потребовал остановить смертоубийство на дорогах страны. Не случайно в ноябре прошлого года в России была принята федеральная программа повышения безопасности дорожного движения. Эта программа включает ряд мер, призванных уменьшить число погибших в дорожных авариях. Предполагает она и соответствующее финансирование.
В отделении ГАИ УВД Димитровграда одним из приоритетных направлений в работе сделали профилактику, в том числе в плане формирования у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения на проезжей части, а у населения – негативного отношения к правонарушителям в сфере дорожного движения.
В этой работе немаловажны мероприятия по пресечению нарушений правил дорожного движения, которые без вмешательства сотрудников ГАИ могли бы привести к дорожным авариям. За девять месяцев коллективом отделения было проведено 55 профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения, в том числе 15 – “Внимание, дети!”
Сотрудники ГАИ ведут профилактическую работу не только в школах и дошкольных учреждениях города, но и в автотранспортных предприятиях, осуществляющих перевозку пассажиров. Кроме того, правильное поведение на дорогах постоянно пропагандируется в материалах городских средств массовой информации. Именно к созданию комплексной системы профилактики и информационной работы с населением стремятся в отделении ГАИ УВД Димитровграда. И не только стремятся, но и многое делают для этого.
К примеру, в сентябре были выпущены плакаты разъяснительного характера. В отделении начал работу телефон доверия 6-43-71. К профилактической работе с участниками дорожного движения начали привлекаться школьники – юные инспектора дорожного движения. Главная цель этой работы – наглядно показать, что безопасность дорожного движения – дело общее. И в первую очередь она зависит от людей. И если участники дорожного движения (автомобилисты и пешеходы) это поймут, количество ДТП сократится.
Д.НАДЕЖДИНА