Прославленного ульяновского пса, который за три года службы в милиции совершил более тысячи выездов на место происшествия, помог раскрыть около 450 преступлений и спас множество жизней, на самом деле звали Роки. Коллеги по работе его обожали, так как кобель был фанатично предан своему делу и работал не за деньги и похвалу, а, наверное, из какого-то собачьего принципа -методично, день за днем, искореняя преступность в микрорайоне.
ДВА СОЛДАТА
Жителю Верхней Террасы Сергею Савельеву довелось служить в Подмосковье, в городе Димитров, в центральном собачьем питомнике, подведомственном КГБ. Готовили служебно-розыскных собак для погранвойск. Все псы отличались отменным здоровьем и шикарными родословными. Питомник покупал лучших представителей породы немецких овчарок со всего мира.
Когда заканчивался первый год службы Сергея, и начальство наградило его отпуском на родину, как раз должна была ощениться его подопечная – овчарка по кличке Шайна, родом из Австрии. Сергей уговорил начальство разрешить ему взять с собой любимицу, чтобы она ощенилась у него дома. Начальство согласилось.
Первенца Шайны назвали Роки. Когда отпуск закончился, Сергей и вся собачья семья вновь отправилась в питомник. А потом…
– Когда сын вернулся из армии, и я открыла дверь, то увидела на пороге двух солдат – сына и Роки! – рассказывает мать Сергея Любовь Савельева. – Мы так быстро привязались к Роки, что уже через несколько дней стали относиться к нему, как к члену своей семьи.
По возвращении домой Сергей не прекратил тренировок. К моменту, когда Роки исполнилось полтора года, он уже был идеальной «служивой» собакой.
ЧЕТВЕРОНОГИЙ МИЛИЦИОНЕР
Дом семьи Савельевых стоит недалеко от парка «40-летия ВЛКСМ», где совсем недавно находилась замечательная тренировочная площадка, на которой Сергей с Роки были завсегдатаями. Однажды случайными свидетелями их тренировки стали милиционеры патрульно-постовой службы. «Уазик» остановился, и пэпээсники долго наблюдали, как «работает» собака. Потом они подошли к Сергею и предложили ему… отдать Роки на службу в милицию.
– Как нам объяснили, Роки в милиции закрепят за определенным человеком, и тот в соответствии со своим графиком будет заезжать и забирать его на дежурства, а после дежурства привозить домой, – вспоминает отец Сергея Александр Савельев. – У нас по этому поводу целый совет дома состоялся. Подумали-подумали и согласились, справедливо решив, что грех зарывать талант в землю: служба у пса – в генах, все его предки с преступниками боролись! Да и дополнительная физическая нагрузка ему пошла бы только на пользу. В то же время, если бы Роки не понравилось в милиции, мы всегда могли забрать его со службы.
За свою службу Роки, как любой трудящийся, получал зарплату в 72 рубля (шел 1995 год), полный пансион по питанию и ветеринарное обслуживание.
КОМИССАР РОКИ
Только когда Роки не стало, его семье рассказали о подвигах их лохматого любимца. Раньше не рассказывали, боясь, что, узнав об опасностях, которым собака повседневно подвергается, хозяева заберут ее домой…
– Я-то наивно полагал, – рассказывает Александр Савельев, – что пса используют только когда след найти надо, а оказалось, что наш Роки -просто герой! Вместе с кинологом Мишей он неоднократно был на волосок от смерти. Говорят, у них с Мишей сложились феноменальные отношения – они обожали друг друга. Это была крепчайшая дружба двух напарников, которые много вместе пережили, просто один из них был человеком, а другой – собакой…
Как-то раз на заброшенной стройке преследовали беглого уголовника, вооруженного топором. Роки с Мишей бесшумно двигались по следу. Вдруг, повернув за стену, собака сделала пару шагов и легла, демонстрируя, что след потерян. Потом, немного покружившись, застыла там, где заканчивался пол и зиял провал. Потекли минуты. Михаил, понимая, что Роки чего-то выжидает, тоже затих и стал ждать.
Вдруг Роки сиганул вниз, откуда послышался отборный мат и требования убрать «проклятую собаку». Как оказалось, преступник, желая оборвать след, спрыгнул вниз и замер на месте. Через некоторое время он выбрался из-под козырька и решил взглянуть наверх – не ушли ли преследователи. Именно в этот момент Роки прыгнул ему на загривок, повалил на землю и стал трепать за одежду. Кстати говоря, служебные собаки никогда без крайней нужды не изувечат человека. Задача служебно-розыскного пса – обездвижить жертву, помешать ей убежать. Псы достаточно безболезненно хватают беглеца и ждут, когда на помощь подоспеют люди. Преступник же в такой момент прекрасно понимает, что, стоит пошевелиться – и челюсти сомкнуться намертво…
В другой раз в частном доме муж захватил в заложники жену. Приставив нож к горлу женщины, он орал, чтобы милиция убиралась и не лезла в их семейные дела. Милиционеры уже готовы были стрелять на поражение, но Михаил обошел дом и увидел в открытом окне спину преступника. Сделал рукой условный жест Роки – и тот с одного прыжка влетел в окно. Челюсти сомкнулись на руке несостоявшегося убийцы, и нож выпал. Собака спасла две жизни – женщины и ее горе-супруга.
Михаил не раз просил Савельевых отпустить Роки пожить у него недельку, порадовать жену и детей. Собака нормально воспринимала такие побывки – почему бы не погостить у друга. Иногда пса на несколько дней увозили для участия в соревнованиях, где Роки регулярно занимал первые и вторые места.
ПОМОЩНИК ПО ХОЗЯЙСТВУ
Характер Роки после поступления на службу изменился. Пес стал более важным от осознания выполняемого им долга.
– Когда он утром приходил с дежурства, то заваливался спать, и поднять его было просто нереально, – вспоминает Александр Савельев. – Если он ложился не на своей подстилке, то будить его мы даже не пытались – просто волоком оттаскивали на место. Роки открывал глаза, слегка ворчал и… дрых дальше. Просыпался он уже во второй половине дня…
Нередко собака помогала и по хозяйству. Любовь Савельева часто брала его с собой в магазин. Пес терпеливо ждал, пока она сделает покупки, а потом женщина вешала сумки на специальные крепления на его ошейнике, и они шли домой. На работу Любови нужно было выходить полпятого утра, и Роки нередко провожал ее по пустынным темным улицам до места службы, а потом один возвращался домой. Храбрый и самоотверженный пес был готов отдать за хозяйку жизнь. Единственное, что внушало собаке страх – троллейбусы. Однажды пса при входе в транспорт ударило током, и с тех пор он стал считать «усатые автобусы» самым большим из всех зол на земле.
НЕЛЕПАЯ СМЕРТЬ
Роки было четыре года, когда его сбила машина. Произошло это 31 мая 1998 года. Олеся, младшая сестра Сергея, гуляя с ним, встретила на остановке свою подругу. Пока девушки разговаривали, кобель учуял след течной суки и пошел по нему. Он успел сделать всего несколько шагов по проезжей части, как из-за поворота выскочили «Жигули». Пса подкинуло вверх, он несколько раз перевернулся в воздухе и упал на асфальт. Рыдающая Олеся кинулась к любимцу. Собака еще дышала. Водитель и девушка погрузили Роки в машину и поехали в… ЦГБ.
Вытирая слезы, Олеся кинулась к медсестре и стала умолять помочь собаке. Та сжалилась, сказала, что сейчас в отделении как раз дежурит доктор, который очень любит собак. Мужчина осмотрел Роки, а потом нашел в подвале место, где можно его уложить, и поставил кобелю капельницу. Когда JOT немного ожил, его отвезли домой, где уже ждал вызванный ветеринар. Врач сказал, что собаке нужна срочная операция – у Роки отнялись задние лапы…
– Роки положил морду ко мне на колени и заплакал, слезы текли просто ручьем, – рассказывает Любовь Савельева и сама едва сдерживается, чтобы не заплакать. – Он по-человечески всхлипывал, словно бы умолял меня помочь – а что я могла сделать?.. Просто обняла его и тоже заплакала навзрыд, он же для меня был словно ребенок… Я знала, что он мучается от невыносимой боли, но помочь ничем не могла. Только обнимала и разговаривала с ним, называла всякими ласковыми словами…
Оперировали Роки прямо на кухонном столе. Врач ввел псу наркоз, сделал надрез, осмотрел внутренности, а потом вынес страшный вердикт: Роки не жилец, нужно его усыплять. В противном случае, собака будет страдать несколько часов и умрет в мучениях. Роки ввели большую дозу препарата, парализующего нервную систему.
– Мы все стояли вокруг стола, – вытирает слезы Александр Савельев, -и ждали, пока он перестанет дышать. Плакали все – и жена с дочерьми, и я с сыном. А Роки все дышал и дышал. Врач ввел еще порцию препарата и стал массировать в области сердца, чтобы кровь быстрее разогнала отраву по телу. Роки приоткрыл глаза, и через пару секунд его не стало…
А на следующий день приехал кинолог Миша, дабы забрать друга на очередное дежурство. Узнав, что произошло, милиционеры были в шоке. Они скинулись, вручили Савельевым «похоронные» на Роки и помянули пса, как настоящего сотрудника. Потом состоялся суд над водителем, сбившем собаку. Приговор – штраф в тысячу рублей – Савельевы не взяли.
Со дня смерти Роки прошло больше восьми лет, но, несмотря на любовь к животным, больше семья Савельевых собак не заводила – боятся, что второго такого раза они не переживут. Да и таких, как Роки, больше не будет…
Похоронили Роки в центре ныне заброшенной тренировочной площадки, на которой в свое время его дрессировали. Иногда Александр с Сергеем ходят на его могилку и разговаривают со своим погибшим любимцем.
Валерия КАЗАКОВА