Сентябрьское повышение цен на маршрутных «ГАЗелях» вызвало возмущение большинства населения Ульяновска. Студенты некоторых вузов провели акции протеста, а наиболее «отъявленные» даже грозили перекрыть мост через Волгу. Это и неудивительно: наиболее остро подорожание – сразу на 50 процентов (с 10 до 15 рублей) -сказалось на жителях Заволжья, среди которых особенно много студентов, обучающихся на правом берегу. Об этом наша газета уже рассказывала. Сегодня мы предлагаем читателям несколько точек зрения на эту актуальную проблему.
Почему ПАТП оказались банкротами?
Транспортная проблема для ульяновцев, особенно жителей Заволжья, всегда была одной из самых острых и социально значимых.
Безусловно, приход на рынок частного извоза несколько улучшил ситуацию с пассажирскими перевозками в Ульяновске. К примеру, несравненно легче стало добираться из центра в левобережье, в. отдаленные районы города. Однако частники породили и массу проблем. В Ульяновске открыто 220 маршрутов, по которым, без всякого расписания, курсируют более 2200 «ГАЗелей». Именно водители пресловутых «маршруток» больше всех нарушают правила дорожного движения, создают аварийные ситуации и нередко устраивают «разборки» между собой. У некоторых водителей остается очень низкой культура поведения: им ничего не стоит позвонить по мобильному телефону во время движения, закурить, а в ответ на справедливые замечания пассажиров просто послать их куда подальше. В то же время частным извозчикам, по сравнению с предприятиями государственного общественного транспорта, предоставлены значительные льготы.
Почему же в Ульяновске «буксует» общественный транспорт? И стоит ли отдавать на откуп частнику все пассажирские перевозки?
Губернатор области Сергей Морозов как-то открыто заявил, что «частная собственность – это далеко не панацея от всех бед». Действительно, куда исчезают частные извозчики, когда на улицах вдруг неожиданно завьюжит?!
Многие проблемы, в том числе резкое повышение стоимости проезда, можно было бы как-то сгладить, если бы нормально курсировал общественный городской транспорт. Исполнительный директор УТОР «Наш город» Виктор Сидоренко, руководители отдельных маршрутов утверждают, что государство «вбрасывало» для ПАТП огромные бюджетные средства, но все равно государственные транспортные предприятия обанкротились.
Однако факты свидетельствуют об обратном. Так, председатель профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства области Валентина Долгова считает, что за последние 15 лет общественный городской транспорт в нашем городе «разрушался плавно и системно». Например, себестоимость проезда в 5-6 раз превышала тариф, а убытки за выпадающие доходы возмещались всего на 60-70 процентов. На основании постановления Правительства России общественный автомобильный транспорт перевозил более 50 категорий льготных пассажиров, а с 2000 года к ним добавилась самая массовая -ветераны труда. Убытки, которые несли пассажирские автотранспортные предприятия, никем не возмещались и за последние пять лет по ульяновским ДТП составили более 4,5 миллиона рублей.
Процесс движения автотранспорта на городских и других маршрутах должен быть управляемым, как и во всем мире. Честная конкуренция предполагает равные условия для государственных предприятий и частных извозчиков, в том числе и по налогооблагаемой базе.
«Мы четыре года держали цены!»
Из интервью Виктора Сидоренко:
– На фоне растущих цен на товары и услуги стоимость проезда на транспорте в Ульяновске явно ниже общероссийской. На правом берегу тариф в 7 рублей перевозчики приняли в 2002 году. Четыре года ездили по этой цене!
Мы провели свой анализ затрат при оказании транспортных пассажирских услуг. За прошедшие годы стоимость запасных частей, налогов, горючего, услуг на обслуживание и других увеличилась в 2,5 раза. Стоимость, например, литра газа в 2006 году поднялась с 4 до 9,5 рубля. Это значит, что цену за проезд нужно «задирать» к 15 рублям. У нас же только в этом году по правому берегу часть маршрутов подняла стоимость проезда до 8 рублей, и то – в «часы пик».
А Заволжье, с точки зрения транспорта, и, в частности, пассажирского, нужно объявлять «зоной бедствия». Здесь всякие экономические и логические объяснения не работают. Например, затраты на перевозку пассажира на заволжских маршрутах «отличаются»: пробками на мосту через Волгу, повышенным рас ходом бензина и износом автобуса на «восьмерке», сниженным планом перевозки пассажиров одним автобусом и так далее. На правом берегу автобус может в центр и обратно успеть съездить восемь раз, а из Заволжья – четыре, если повезет.
Недавно в газетах упоминали Постановление Правительства №3239 от 1995 года, в котором сказано, что регионы должны регулировать цены. Каким образом? Устанавливать верхний предел цен. Если цены на проезд в автотранспорте не компенсируют затрат перевозчиков, выпадающие доходы им необходимо покрывать за счет бюджета. Таким образом, власть может удерживать стоимость проезда на определенном уровне.
Впрочем, есть и другие варианты. Главное – искать не виновных, а выход.
«Мы не допустим резкого скачка тарифов!»
Из комментариев заместителя мэра Вячеслава Тютькова:
– На заседании комиссии по регулированию рынка автотранспортных услуг, совместно с ассоциацией работодателей «Наш город» и руководителями маршрутов, было принято решение об установке максимальных границ тарифа на проезд в маршрутных такси. Теперь стоимость проезда по Новому городу и Заволжью не должна превышать 7 рублей, по правобережью – 8 рублей, по направлению центр-Заволжье -15 рублей. Частично работает схема зонального разделения стоимости проезда. На основных маршрутах города, в первую очередь для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, предоставляются льготы в виде бесплатного проезда. Для социально незащищенных слоев населения работают специальные автобусные маршруты областных государственных предприятий и городские трамвайно-троллейбусные маршруты, на которых стоимость проезда составляет 5 рублей.
Для упорядочения движения маршрутных такси мэрией города организуются конкурсы и заключаются договоры с руководителями маршрутов. В конкурсах принимают участие сильные транспортные компании, имеющие техническую базу, штатного механика и медика. Всем, кто не выиграл конкурс, предложено работать на маршрутах с учетом выполнения требований, предъявляемых мэрией города и транспортной инспекцией. А это, в первую очередь, предусматривает соблюдение расписания и схемы движения, единой тарифной политики, обязательного прохождения медицинского и технического осмотров.
К нарушителям, по результатам комплексных проверок, будут приниматься меры административного воздействия вплоть до лишения лицензии и расторжения договора на транспортное обслуживание населения по городским маршрутам.
Мнение
Зачем лезть в карман студента?
Ольга Тихонова, студентка:
– «Маршрутчики» просто нагло залезли в карман студента!
Мне приходится ездить на учебу в технический университет. Вот и посчитайте: 15 рублей до центра плюс еще 7 рублей до севера. В оба конца получается 44 рубля. Но ведь занятия нередко проходят в корпусах, которые расположены в разных частях города! Плюсуем еще 14 рублей.
По утрам на нашей остановке – настоящее столпотворение, невозможно втиснуться не только в «маршрутку», но и ни в один проходящий автобус. Пуговицы трещат, одежда мнется, с грустью думаешь о макияже и прическе… А ведь хочется все-таки прилично выглядеть перед сверстниками. Вот и приходится сначала добираться до конечной остановки на Сурова, а потом уже ехать в центр. Плюсуем еще 7 рублей.
Выходит, что только на проезд приходится ежедневно тратить 65 рублей. В месяц получается 1560 рублей. Это круто!
Но ведь студент не святым духом питается! Надо хотя бы пирожок съесть, чая попить… А если в семье учатся двое?
Напоминаю, что стипендия у студента – 600 рублей.
Меньше «ГАЗелей» – больше автобусов!
Именно такое предложение поддержало большинство депутатов Городской Думы на заседании, посвященном сентябрьскому повышению стоимости проезда на маршрутных такси. Ульяновск просто запружен «ГАЗелями», которые становятся главными виновниками пробок.
А ведь «ПАЗики», а тем более «Икарусы» обладают несравненно большей вместимостью. Поэтому нужно приобретать больше таких автобусов и в первую очередь пускать их через Волжский мост.