В октябре исполнилось 75 лет со дня рождения и 5O лет со дня гибели певицы Ирмы
Голодяевской, обладательницы меццо-сопрано редкой красоты.
Ее 25 лет вместили в себя столько всего – и счастливого, и трагического, что хватило бы еще на одну жизнь. Удивительна ее посмертная судьба. После трагической кончины певицы о ней всегда помнили ее подруги по детству и по школе в Ульяновске. Они же, лет десять назад, начали рассказывать о Голодяевской и создали в память о ней общество. Собирают материалы, ухаживают за ее могилой на старом кладбище нашего города.
По воспоминаниям друзей, Ирма была живой, веселой девочкой. На голове пушились красивые каштановые волосы, с губ не сходила улыбка. В этой маленькой фее была бездна обаяния. И уже в детстве давал знать себя талант: музыкальность, артистизм, голос. Ирма знала, чего хочет. В записке к школьной подруге Нине Смирновой она написала: «Для меня моя цель жизни ясна и понятна: я буду артисткой…».
За этим и отправилась она в Москву после выпускного бала. Покорить столицу легко не удалось. После первого курса во ВГИКе, в 1950 году, Голодяевскую отчислили, как она потом сама написала в автобиографии, за «профнепригодность», якобы оказалась нефотогеничной. Это, впрочем, не помешало девушке сняться в нескольких фильмах, правда, в эпизодических ролях. Расставшись с кинематографией, Ирма в том же году поступает в Московский государственный педагогический институт на отделение французского языка, спустя еще год – в музыкальное училище при Московской консерватории и учится параллельно и там, и там.
И вот, наконец, победа! Она – студентка консерватории. На календаре – лето 1954 года. Педагоги удивлены и очарованы голосом Ирмы. «Такое чудо, – говорят они, – бывает лишь раз в столетие!» Начинающую певицу заметили, вернее, услышали быстро. Даже слишком быстро. Она еще школярка, а ее пение уже записали на грампластинку. «Любимые песни Ильича» она исполняет в одной компании с Козловским и Рейзеном. Голос Голодяевской звучит на радио, в Колонном зале Дома Советов.
А дальше вообще дух захватывает! Пока ее сокурсники копают картошку на колхозных полях, Ирма поет в Лондоне. И девочке из страны Советов рукоплещут чопорные англичане, а что делать: золотой голос! Как хочется, чтобы у сказки о Золушке в жизни был счастливый конец, но, увы…
Что же на самом деле произошло с Ирмой на берегах туманного Альбиона, в точности не знает никто. Версии на этот счет разные. Говорят, в нее влюбился то ли кто-то из британской королевской фамилии, то ли директор королевского театра Ковентгарден. Будто бы был роман с предложением руки и сердца. Как настоящая комсомолка девушка не могла не обратиться в Советское посольство. Что за этим могло последовать, представить себе нетрудно. Возвращение в Москву, а там ею вплотную занялось КГБ. Голодяевскую увозили на Лубянку «на беседы» каждый божий день. Не выдержала…
Ранним утром 10 октября 1956 года умирающую Ирму нашел на асфальте у ее студенческого общежития дворник. Перед тем, как выброситься из окна, она выпила уксус…
Кто знает, быть может, душа певицы нашла упокоение среди звезд на малой планете, открытой и названной в ее честь «Ирминой» в конце 90-х годов астрономами Крымской обсерватории.
Арина Симбирцева